молодежь



Повседневная жизнь православного человека



КАТЕХИЗАЦИЯ



ПАЛОМНИЧЕСТВО



СПЛАВЫ



СПОРТ-ГОРЫ

СПОРТ-ХОККЕЙ

СПОРТ-Самооборона

ДОСУГ



СОЦ. ПРОЕКТЫ



Наши партнеры


Суеверия

О молитве

Богообщение

Боговидение


Православный
календарь


Календарь


Беседа с архим.Эмилианом Симонопетрским об Иисусовой молитве.
Летняя рыбалка с Приходом-2020г.
Река Чусовая.Верхняя Ослянка-Усть-Койва.Съемки с высоты-2020г.
За раками с Приходом — 2020г. Приход во имя святых Царственных Страстотерпцев.
За окаменелостями с Приходом-2020г.
За окаменелостями с Приходом-2020г. Окаменелости Криноидеи или морские лилии (Crinoidea).
Беседа с архим. Эмилианом Симонопетрским об Иисусовой молитве.
О чем молчит Никита Михалков. Разбор передачи «Бесогон».
Сплав по реке Усьва. Поселок Безгодово-поселок Усьва. 2020г.
О Троицкой родительской субботе и самоубийцах.

Евангельские чтения

Автор admin Опубликовано: Октябрь - 27 - 2011

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Священный Синод
Отдел по делам молодежи

Владимир Стрелов

Евангельские чтения
как форма работы со студенческой молодежью
учебно-методическое пособие

Москва, 2002

Стрелов Владимир Сергеевич, текст, 2002

Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви

 

Духовно-просветительская работа со студенчеством

Отсутствие специфических форм духовного образования для мирской молодежи на приходе

В настоящее время работа с молодежью студенческого возраста как с отдельной целевой группой является сложной, но важной проблемой. После воскресной школы молодой человек и хотел бы, но не может найти занятие, которое способствовало бы его росту как христианина. Он, конечно, может стать алтарником или поступить в духовное учебное заведение. Но большая часть молодежи, которая не ставит перед собой цели получения священного сана, остается неучтенной.

Если же молодой человек самостоятельно осваивает учение Церкви, он не может найти себе тот круг общения, где бы его интересы поощрялись, где бы он чувствовал себя востребованным как православный христианин.

Возможность групп по чтению Св. Писания в работе с данной возрастной категорией

Как нам кажется, чтение Св. Писания в группе может помочь в улучшении создавшейся ситуации. Правильно организованные чтения будут способствовать:

— вовлечению в диалог молодых людей, находящихся вне Церкви;

— укреплению неофитов в вере и созиданию приходской общины;

— вовлечению молодежи в служение;

— подготовке к миссионерской деятельности.

 

Групповое чтение — образ современной молодежной работы

Возникает вопрос, а почему именно занятия по изучению Св. Писания кажутся нам столь удобными для работы с молодежью.

Во-первых, в богослужебном плане чтение Св. Писания составляет собой сердцевину Литургии оглашенных, т.е. той части Литургии, которая издревле выполняла функцию просвещения в христианской вере — итак, сам строй богослужения побуждает нас к тому, чтобы обратить особое внимание на изучение Слова Божия. Об этом же свидетельствует Слово Божие, где говорится, что именно Писания могут умудрить верующего во спасение верою во Христа Иисуса (см. 2 Тим. 3:14-17).

Во-вторых, в отличие от лекционных занятий на Евангельских беседах участники не просто пассивно воспринимают информацию, но и самостоятельно изучают основы веры, участвуют в обсуждении сложных вопросов, формируются как миссионеры.

В-третьих, для организации группы изучения Св. Писания вполне достаточно ресурсов, находящихся в распоряжении любого прихода.

 

Практические аспекты организации групповых чтений

 

Основные формы работы

Евангельские беседы — формы работы с молодежью вне богослужения. Беседы организуются по благословению священника и являются открытыми для всех, в том числе и для тех, кто еще не является членом прихода или даже не воцерковлен. Именно чтение Евангелия должно стать приоритетным направлением деятельности. Вместе с тем, хорошо, если это будут не только учебные занятия, но и группа Евангельских бесед станет местом, где члены прихода будут лучше узнавать друг друга, находить друзей, вместе выполнять какое-либо церковное служение. Поэтому нужно стараться не только изучать Св. Писание, беседовать на различные темы и заниматься в тренировочных семинарах для ведущих, но и вместе проводить досуг, поддерживать тех, кто страждет.

 

Руководство и духовное окормление

Необходимо, чтобы члены группы могли вовремя получить духовную помощь и поддержку от священника, окормляющего группу, а также решить с его помощью проблемы группового взаимодействия.

Вести группу Евангельских чтений может мирянин. При выборе ведущего полезно учитывать:

— духовные качества;

— социальные навыки (навыки общения) и навыки организатора;

— богословское образование.

Для формирования ведущего и поддержки его служения будет полезным:

— членство ведущего в “старшей“ группе, — т.е. руководитель должен участвовать в подобной группе уже в качестве рядового члена;

— систематический обмен информацией между ведущими, — необходим для координации деятельности и взаимной поддержки;

— спецкурсы — ведущие молодежных групп должны постоянно повышать свой уровень знаний и совершенствовать стиль руководств;

— учеба через дело — научиться вести беседы можно только в процессе деятельности.

 

Подготовка к роли ведущего

Предлагает совместную работу опытного ведущего и новичка, включает:

— обсуждение предстоящего занятия, совместное составление плана, пошаговые комментарии;

— проведение занятия;

— обсуждение сильных и слабых сторон проведенного занятия, выводы;

— проведение занятия новичком;

— оценка, обсуждение возникающих проблем и корректировочные действия;

— частичное отстранение от руководства;

— полная передача руководства (за месяц до разделения);

— наблюдение за ситуацией в группе.

 

Информационное обеспечение

Для начала создания группы нужно четко определиться с каналами распространения информации о подобной группе. Первоначальный костяк группы составят прихожане, однако следует ориентироваться на людей, далеких от Церкви: хотя духовное назидание членов Церкви необходимо, основной упор должен быть сделан на миссионерские задачи по отношению к неофитам.

Самым эффективным средством распространения информации о группе по-прежнему служит связь через друзей и знакомых, однако не следует пренебрегать листовками, объявлениями в СМИ и другими возможными каналами распространения информации.

 

Финансовое обеспечение

Для того, чтобы обеспечить функционирование группы, ее члены создают общую кассу добровольных пожертвований, выбирают казначея. На полученные средства приобретаются Библии и литература, необходимая для подготовки к занятиям, создается фонд для праздничных акций и поздравлений. По желанию членов группы и при наличии возможностей создается фонд для организации паломничества и реализации социальных проектов.

 

Структура группы

Очевидно, что для успешного функционирования группы полезно распределить обязанности. Опыт показывает, что концентрация всех обязанностей на одном лице негативным образом сказывается на общей эффективности чтений. Предлагаемое ниже распределение достаточно условно, но оно позволяет ориентироваться в том, какие служения должны присутствовать в группе.

— руководитель группы — осуществляет общее руководство, составляет план чтений, распределяет домашние задания и следит за ходом беседы;

— ведущий групповое обсуждение (должен меняться) — руководит встречей; ему в дальнейшем будет поручено ведение подобной группы;

— 3-4 содокладчика — отдельно прорабатывают темы, на которые можно выйти в процессе дискуссии;

— ответственный за общественные коммуникации и за внутреннее информационное обеспечение — осуществляет тиражирование листовок и информирование по телефону;

— ответственный за молитву — узнает нужды участников группы и оповещает о них всех остальных;

— казначей — собирает средства на совместные мероприятия и подарки;

— ответственный за досуг.

 

Принципы внутригрупповых отношений

Следует заранее обговорить некоторые принципы, которым члены группы будут неукоснительно следовать:

— уважение к мнению других, желание более учиться, нежели учить;

— доброжелательное принятие каждого (мы не можем считать человека чужим из-за того, что нас в нем что-то не устраивает).

 

Процессы групповой динамики

Оптимальной для совместного чтения Св. Писания является группа в 5-9 человек. При значительном превышении этого числа вдумчивое чтение Св. Писания становится сложным.

В своем развитии группа проходит 4 стадии, которые полезно знать:

— знакомство (2-3 занятия, желательно одно общее мероприятие для установления контактов);

— стадия конфликта (после 4-5 совместных занятий, обычно преодолеваются тактичностью руководителя);

— общность (на этой стадии возрастает опасность самозамыкания);

— миссия (некоторые члены группы будут проявлять активность и раньше).

Приблизительно одна из каждых десяти встреч должна быть посвящена дружескому общению — пусть это будет выезд на природу, паломничество или просто встреча в уютном доме.

В идеальной ситуации каждые полгода группа должна делиться в связи с ростом численности. Вновь образованные группы поддерживают отношения друг с другом посредством ежемесячных общих встреч.

 

Программы и календарное планирование

Очевидно, что для того, чтобы группа успешно состоялась, руководитель должен иметь план чтений с поурочным расписанием, постоянно уточняющийся в процессе встреч. Это особенно важно на этапе становления самого руководителя чтений. В плане должны быть отражены:

— цели и задачи курса;

— знания, навыки и умения по окончании курса;

— лекции и семинарские занятия с почасовым расписанием;

— литература курса.

 

Подготовка встреч

Для того, чтобы чтения прошли успешно, к ним нужно тщательно готовиться, как руководителю, так и всем членам группы. В практику должны войти домашние задания — общие и индивидуальные Было бы хорошо, если бы на собрание группы ее члены приходили бы с вопросами, которые у них возникли в процессе чтения. Естественно, руководителям к таким вопросам нужно готовиться, но не менее важно учить рядовых членов, как им самим находить ответы в Писании, Предании и справочной литературе.

Работа ведущего с источниками и отбор наиболее существенного материала для будущего занятия предполагает следующие шаги:

— личная молитва и размышление над текстом Писания;

— использование различных переводов текста Св. Писания;

— работа с параллельными местами Нового и Ветхого Заветов, Симфонией и библейскими словарями;

— изучение святоотеческих комментариев на Писание и аскетических трактатов, касающихся темы чтения;

— ознакомление с современными трудами;

— использование богослужебных текстов, иконографии;

— выбор примеров из житий, из художественной литературы, из опыта.

 

Структура встреч

Важным является организация каждой встречи. Руководитель должен позаботиться о комфортной обстановке встреч, рассмотреть особенности размещения участников (так, члены группы должны сидеть по кругу). Следует установить правила беседы, касающиеся недопустимости споров, ограничений по времени, принятия всеми авторитета Предания. Ведущий группы ни в коем случае не должен стремиться повысить численность группы за счет “популярных мер“ : утраты благоговейного отношения к чтению Слова Божия и превращения чтений в конкурс эрудитов. Он должен следить за общей вовлеченностью участников в обсуждение. Каждая встреча начинается и оканчивается молитвой.

По возможности после чтений организуется пение духовных песен, практикуются встречи с интересными людьми. Непременным атрибутом встречи служит чай и время для неформального общения, в которое входит совместное проведение общих праздников и именин. Нужно стремиться к тому, чтобы неформальное общение затрагивало родственников и друзей членов группы — ведь их доброжелательное отношение способствует тому, чтобы человек оставался в группе, и, кроме того, именно так можно привлекать новых членов.

 

Совместные мероприятия

Ничто так не сплачивает коллектив, как совместные мероприятия. Они могут проводиться как в рамках самой группы (долгосрочные паломнические поездки, общение между приходами, учебными заведениями, движениями), так и в структуре общей деятельности прихода. Еще раз необходимо напомнить о том, что подобная деятельность должна быть тщательно спланирована (по возможности — с привлечением профессионалов в данной области).

 

Социальный проект

Уже при создании концепции деятельности группы полезно позаботиться не только об изучении Слова Божия и общении, но и деятельном участии в социальном служении. Опыт показывает, что для такого служения нужно быть твердым членом Церкви: группы, состоящие в основном из неофитов, не всегда готовы к этому. Однако даже при отсутствии программы социального служения участники чтений выполняют посильное социальное служение.

 

Заключение

Работа в группах по изучению Св. Писания кропотлива и требует терпения и внимания. Но эта работа является и источником Божьего благословения. В своей работе руководитель группы должен делить бремя ответственности за общее дело со всеми членами коллектива, и, помня, что основную работу в сердцах верующих совершает Бог, в смирении нести свое служение, которое в будущем может привести в Церковь молодежь, дать молодому человеку почувствовать, что он востребован в общинной приходской жизни.

 

Приложение. Изучение Св. Писания с детьми и подростками

Безусловно, фактор возраста читающих Св. Писание должен приниматься во внимание. Дифференцированный подход предполагает не только разницу в терминологии, которую использует ведущий (понятно, что пояснять Св. Писание для детей нужно на языке максимально простом, однако при этом не должна страдать точность передачи мысли), но и в подборе текстов, в уровне анализа материала. Так, для изучения с детьми и подростками более пригодны тексты с ярко выраженной сюжетной линией, а также притчи, не требующие обращения к культурному или специфическому религиозному контексту; было бы неправильным излишне подробно останавливаться на психологическом анализе мотивации героев повествования, исчерпывающе рассматривать комплекс социальных, экономических и политических проблем того времени. Должны существовать отличия и в выборе тем, которые соотносятся с изучаемым текстом (вряд ли здесь можно дать какие-то универсальные рекомендации, кроме одной: ведущий должен относиться к детям как к своим друзьям, искренне интересоваться их жизнью — и темы придут сами собой). Параллельно чтению желательно использование аудиовизуальных средств, а также закрепление пройденного с помощью механических приемов (рисунка, песни, поделки и т.п.)

 

 

Методические основы изучения Священного Писания

 

Самосвидетельство Св. Писания

Для введения в тему рекомендуем прочесть тексты Св. Писания, которые могли бы помочь в уяснении некоторых важных моментов; для этого можно воспользоваться приложением к лекции, а для полноты картины желательно использовать библейский богословский словарь свящ. В. Михайловского. Следует обратить особое внимание на 118 Псалом, 2 Тим. 3:16, Мф. 5:17-18, Ин. 6:12-14.

 

Историчность Библии

Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 в. н.э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что очень мало для древних текстов. Самые древние кодексы Нового Завета отстоят от оригинала на полвека-век. Что же касается Ветхого Завета, особые меры по работе со священными книгами в иудейской традиции также позволяют утверждать, что текст очень хорошо сохранился. Кроме того, Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) становится авторитетным текстом уже в апостольский век. Не может быть и речи о том, что отдельные церковные деятели вносили удобные им поправки. За сохранность текста можно ручаться; это тот текст, который написан самими священными авторами.

Священное Писание отличается от других книг тем, что в нем можно выделить одну центральную тему — спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Пророчества, которыми исполнен Ветхий Завет, действительно сбываются. Благодаря Библии были уточнены многие археологические и исторические данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горькой порой она не казалась. Итак, Библия заслуживает доверия как исторический документ, как правдивый рассказ о жизни Церкви и как Слово Божие.

Длительный период создания текстов, тот факт, что сначала они бытовали в устной традиции, подвергались редактированию, не должны нас смущать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поистине усматривать Промысел Божий.

Канон (официальный реестр) книг Св. Писания в принципе чужд Православию, ибо мы признаем, что и в писаниях Св. Отцов действовал Тот же Дух, который наставлял на всякую истину и священных авторов Библии. Однако для практического отличения книг подлинных и духоносных от всевозможных апокрифов составлялись списки книг Св. Писания. Православная традиция, как и римо-католическая, признает 47 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в славянской и русской Библиях есть некоторые добавления по сравнению с текстом Септуагинты (авторитетного перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанного 70 толковниками); еврейский и протестантский канон в Ветхом Завете признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2 книгу Ездры и две книги Маккавейских (в католичестве они получили название второканонических).

 

Св. Писание в ряду прочих церковных книг

Именно в Св. Писании мы находим самое ясное и точное изложение спасительных истин. Желающий войти в Царство Небесное прежде всего должен обратиться в Св. Писанию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в качестве главного спутника и руководителя. Евангельское учение обращено ко всем людям без исключения и для всех удобно исполнимо.

Далее по степени учительного достоинства стоят святоотеческие творения. Их следует читать только в соответствии с избранным образом (иноки — наставления инокам, миряне — св. Отцов, произнесших свои поучения для всего христианства) — так, чтобы прочитанное можно было применить в жизни; иначе в душе рождается бесплодная мечтательность, в сердце — смущение, а в поведении — неопределенность, тягостная и вредная для читающего и ближних его.

Особенно не подобает на начальном этапе заниматься чтением догматических сочинений, ибо душа, объятая страстьми, будет понимать все превратно и подвергнется чрез то опасности падения. Гораздо полезнее книги нравственного порядка — о борьбе со страстями и путях стяжания добродетели — т.е. о практической жизни во Христе.

Современную церковную литературу нельзя приравнивать по значимости к св. Отцам и тем более Св. Писанию, поскольку она еще не прошла рецепцию (принятие) соборным разумом Церкви. Среди таковой можно читать лишь книги, имеющие церковное благословение и служащие к угождению Божию.

Без нужды и специального благословения духовника не следует читать книг полемических, т.к. они производят ненужные споры (2 Тим. 2:14—18), написаны часто в порыве страсти и несут в себе осуждение, не приличное христианину (Мф. 7:1). Православные христиане в отношении спорных вопросов должны ориентироваться не на книги полемические, часто сомнительного содержания, а на мнение священноначалия, выраженное в официальных церковных документах.

Еще строже и с большей осторожностью следует подходить к литературе светского характера.

 

Богодухновенность Св. Писания

Исключительное положение, которое занимает Св. Писание, объясняется тем, что оно является богодухновенной книгой.

По-разному понималось, в каком смысле Св. Писание богодухновенно. Некоторые думали, что в нем все от первой до последней строчки продиктовано Богом, и потому в нем не может быть ошибок. Это не совсем так, хотя бы в свете Гал. 3:15. Понималась богодухновенность и как побуждение к письму независимо от содержания. Православный подход подразумевает, что Откровением признается в Библии то, что Бог хотел открыть о Себе и о Своем отношении к миру, людям: Слово Божие учит нас не тому, как устроено небо, а как взойти на небо. Эти спасительные истины стали нам доступны благодаря свободному сотрудничеству Бога и священных авторов в деле написания Библии.

Такое понимание богодухновенности позволяет выделять в Св. Писании то, что установлено на все времена (учение веры и правила нравственности), и то, что является установлением для конкретной ситуации (моменты, обусловленные национальными особенностями, географией и уровнем исторического развития).

 

Истина в Св. Писании

Истиной в Св. Писании признаются правила веры и нормы нравственной жизни. События церковно-политической жизни народа, вообще исторические факты имеют значение настолько, насколько они значимы для истории нашего спасения.

Большинство так называемых “исторических противоречий“ в Библии обычно можно объяснить следующими причинами: 1) антиисторическим мышлением священных авторов; 2) мотивацией священных авторов, диктующей особенности стиля (они не писали историю, а передавали весть); 3) редакторской правкой; 4) рассмотрением одного и того же события с разных точек зрения, желанием подчеркнуть различные его аспекты. Противоречия между Ветхим и Новым Заветами объясняются тем, что воля Бога неизменна, но ее восприятие людьми различается.

Ученые полагают, что современная картина мира вполне соотносима с библейской; основные события священной истории находят все больше подтверждений. Только недобросовестная наука сегодня может настаивать на том, что Св. Писание — выдумка и миф.

 

Библия и жизнь в Церкви

До сих пор мы рассматривали Св. Писание изолированно, но нужно четко понимать, что Св. Писание — одна из составляющих Св. Предания Церкви: “Я не веровал бы Писанию,— говорит блаж. Августин,— если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви“. Для православных верующих источником веры служит и богослужение, и святоотеческое наследие, и, конечно, живые носители православной христианской веры, их опыт хождения в Боге. Монашеская традиция постоянно подчеркивает, что именно живой пример является лучшим средством для возрастания в совершенстве. Это вполне соответствует Св. Писанию, которое говорит: “Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия“ (Рим. 10:17, под “слышанием“ можно понимать опытное научение). Впрочем, именно Св. Писанием проверяется соответствие того или иного материала Преданию Церкви.

Уделяя должное внимание Св. Писанию, не стоит забывать, что учение веры является лишь одной из четырех составляющих жизни церкви, наравне с общением верующих между собой, Причастием и молитвой (Деян. 2:42).

 

Св. Писание как живое и действенное Слово Божие

Вообще, Св. Писание — это не просто литература. Святые Отцы, пастыри церковные и простые верующие — все единогласно свидетельствуют, что, читая Св. Писание, мы можем встретить Господа и познать Его благую волю о нас; некоторые же священные писатели рассматривают чтение Св. Писания как Таинство, наравне с Евхаристией.

Словом Божиим, которое может просветить, исцелять и указать дорогу в жизнь вечную, Библия становится только тогда, когда происходит личная встреча с Богом. Это часто происходит на молитве — общественной и личной.

Еще в ветхозаветные времена перед чтением Торы (Пятикнижия Моисеева) читались особые благословения: 1) собственно на выполнение заповеди изучения Закона Божия;

2) с просьбой о том, чтобы изучение Писаний было приятным и вожделенным;

3) с благодарностью за избрание в удел Божий и дарование Торы.

Сегодня православные христиане имеют специальные канонические молитвы перед изучением Св. Писания, в которых поистине содержится целостное учение о чтении Слова Божия, например:

Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечныя, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел Оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.

Молиться необходимо не только перед началом, но и в процессе чтения Св. Писания. Для Святых Отцов Слово Божие служило источником и отправным пунктом для молитвы; таковым оно должно быть и для нас. При этом недостаточно лишь сборника молитвенных текстов, ибо чтение Св. Писания должно сегодня найти личный отклик в душе каждого верующего. Словами для молитвы могут служить сами тексты Св. Писания: псалмы и молитвы, звучащие со страниц Ветхого Завета, слова, обращенные к нашему Спасителю в Новом Завете.

 

Цель чтения

Из общего языкознания известно, что в процессе коммуникации человек не только передает информацию, но и выражает свое эмоциональное состояние, побуждает к действию. Это справедливо и по отношению к Слову Божию. Оно не только передает нам какие-то знания, но и говорит об эмоциональном состоянии священных авторов, призывает нас к чему-то. Очень важно именно услышать призыв.

Целью чтения Библии является встреча с Богом и подлинным человеком. Читая Св. Писание, мы должны стараться увидеть в нем тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот — Сам Господь наш Иисус Христос. Не случайно Св. Отцы, читая Ветхий Завет, усматривали в нем скрытые повествования о Христе (что получило название чтения в христологическом ключе).

 

Условия чтения

Первое условие — любовь к Богу и ближнему. Без веры и любви к Богу Библия останется “закрытой книгой“, но к Богу нельзя приступать, имея что-то в сердце против ближнего.

Отсюда чистота души — второе требование к тем, кто берет в руки Слово Божие: человек, желающий понимать Св. Писание, должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Те, у кого душевные очи здоровы, не нуждаются в пособии толкователей, поскольку в чистом человеке обитает Святой Дух (1 Кор. 6:19), просвещающий человека в Слове Божием 2 Тим. 3:16).

Необходимо понимать, что главным истолкователем Св. Писания должен быть Дух Святой (Ин. 16:13). Именно Дух Святой посредством Св. Писания может показать нас себе самим в истинном свете и побудить к покаянию, очистить душу от греховных помыслов и сообщить нам мир, покой и радость о Господе.

Наконец, смирение, сокрушение духа и готовность без ропота слышать и исполнять волю Господню, какой бы трудноисполнимой она ни казалась, — вот четвертое условие приступающему к Евангелию (Ис. 66:2). Не все будет получаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в терпении следует ему, обязательно принесет плод (Лк. 8:15).

 

Помощь комментариев

Удовлетворяем ли мы вышеперечисленным требованиям? Очевидно, нет, далеко не полностью. И потому мы нуждаемся в помощи, которую можем получить у более опытных в духовной жизни людей, у тех, кого Церковь называют святыми. Оставаясь открытыми для непосредственного действования Духа Божия в нас, нужно ориентироваться именно на их понимание Св. Писания, ведь через них, по свидетельству Церкви, говорит Святой Дух. В случаях, когда имеется несколько различных толкований, следует отдавать предпочтение тем, которые не противоречат букве и духу Евангельского повествования и приносят пользу душе, принимаются Отцами почти единогласно или принадлежат наиболее авторитетным толкователям.

Человек, только пришедший к вере, должен сначала изучить собственную церковную традицию, поэтому комментарии иных конфессий не для всех полезны, лишь духовно опытные люди могут пользоваться ими, отделяя истину от заблуждений; вообще, хорошо при выборе литературы на первых порах руководствоваться советом духовника.

Относительность научного знания принуждают к тому, чтобы с осторожностью относиться и к современным библейским научным исследованиям и переводам. Нужно помнить, что далеко не все ученые являются верующими людьми.

 

Некоторые технические моменты чтения Слова Божия

Читать Священное Писание следует небольшими отрывками, с молитвой и размышлением. Впрочем, для преуспевших в этом Святыми Отцами одобряется и практика чтения целыми книгами. Чтение должно быть регулярным и систематическим (последовательным), проходить в специально отведенное для этого время. Изучать Слово Божие следует постоянно, и никакое место не может служить тому препятствием (Втор. 6:6-9). Впрочем, очень важно соблюдать тишину — прежде всего, внутреннюю, — ведь голос Бога подобен дуновению тихого ветра (3 Цар. 19 гл.) Полезно заучивать Слово Божие наизусть, особенно отрывки из Евангелия и Псалтири.

Часто, читая некий текст, мы понимаем его не так, как его понимал автор. Это обусловлено индивидуальными моментами нашего восприятия, историческими и культурными моментами. Читая любой текст, мы как бы даем ему собственное толкование (даже не входя в детали). То же происходит и в процессе перевода. Поэтому важно пользоваться различными историко-филологическими комментариями и словарями, разными переводами, особенно освященными церковной традицией. Впрочем, не стоит придавать этим моментам первостепенного значения — можно “закопаться“ в подробностях анализа и так и не дойти до смысла.

Более важно замечать все детали повествования, будь то слово поучения или некоторое действие. Каждая буква Св. Писания может учить того, кто относится к Слову Божию с благоговейным вниманием.

И в другом смысле следует бережно относиться к Слову Божию: нельзя вычитывать из него то, что нам хотелось бы услышать, замалчивая остальное (часто — для самооправдания).

Это неверно и точки зрения христианской нравственности, и с точки зрения методологии: Библия — это не сборник разнородных стихов, каждый из которых самодостаточен, но целостное произведение, и потому правильно понять какое-то место можно только в контексте всего Писания (т.наз. “широком контексте“).

Почти всегда для прояснения смысла текста требуется также обращение к ближайшему контексту, поэтому полезно по крайней мере просматривать предыдущее и последующее повествования читаемой книги.

Один из самых верных способов чтения Св. Писания — в связке с житиями святых. Подражая их подвигам в меру наших сил, мы будем понемногу расти и в понимании Слова Божия.

 

Путь изучения Слова Божия

Святоотеческая традиция чтения Св. Писания предполагает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встретиться с Самим Господом нашим Иисусом Христом. Но это невозможно в том случае, если мы поверхностно относимся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы прочесть определенный объем текста, не размышляя над ним. Впрочем, и излишнее размышление (медитация), рассудочность грозит иногда стать самодостаточной, и интеллектуальная работа — подменить живое общение с Богом. Вместо самокопания с целью самоисправления Отцы предлагают нам обратиться с горячей мольбой к Тому, Кто единственный может исправить наше сердце: “Стучите, и отворят вам“. Когда же происходит встреча, уже не нужен рассудок, уже не нужно даже слов молитвы, ибо мы получили то, к чему стремились, ибо мы вошли в Присутствие Господне, где говорить может только Он. Эта традиция получила название lectio divina.

В эпоху схоластики в употребление вошел метод lectio cursiva, при котором чтение становится более интеллектуальным: ставятся вопросы, предлагаются решения, которые должны быть обоснованы авторитетными текстами. Такое чтение хорошо для научения, но мало чего может дать для духовной жизни.

 

Индивидуальное, групповое и литургическое чтение Св. Писания.

Разные формы чтения Св. Писания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.

Домашнее уединенное чтение располагает к размышлению и молитве (применяется в основном метод lectio divina).

Изучение Св. Писания в библейских группах призван научить правильному чтению Св. Писания и выявить всю гамму заложенных в тексте смыслов для того, чтобы каждый участник мог вынести для себя какое-либо назидание (частично используется метод lectio cursiva).

При написании комментариев применяются особые формы работы с оригинальным текстом, по преимуществу используется метод lectio cursiva.

Чтение Св. Писания за богослужением и следующая за ним проповедь должны служить к созиданию общины: здесь пастырь должен верно преподать учение Церкви и призвать к изменениям в жизни каждого индивидуально и общины в целом (применение того или иного метода, их сочетание зависит непосредственно от проповедника).

 

История толкования Св. Писания

Остановимся несколько подробнее на методах толкования Св. Писания.

В истории Церкви существовали разные методы и даже школы толкования Св. Писания.

Конечно, проще всего видеть в библейском тексте только буквальный смысл. Так можно читать исторические книги. Этот метод позволяет получить наиболее обоснованные толкования. Вселенский учитель, прославленный комментатор Св. Писания святитель Иоанн Златоуст пользуется именно этим методом по преимуществу.

Однако если так подойти, например, к Песни Песней, можно смутиться. На помощь приходит аллегория. В данной книге под Женихом будут понимать Бога, под невестой — Церковь или душу человеческую. Этот иудейский по происхождению метод используют св. Кирилл Александрийский, св. Григорий Нисский и другие.

Новое понимание Писаний пришло во времена Спасителя. Особенность толкований нашего Господа заключалось в том, что Он умел выделять существенное и учил руководствоваться не правилами в применении библейских норм морали, но духом любви. Священное Писание Господь наш изъяснил Своей жизнью (Ин. 1:18).

Для первых христиан было важно найти пророчества, которые бы подкрепляли нашу надежду и веру, пророчества не только словом, но и ситуацией. Так, иудейская Пасха предвосхищает христианскую, манна — Евхаристию, Христос — второй Адам или Моисей и т.д. Этот метод назывался теорией и был очень популярен среди толкователей.

Безусловно, стремление к праведности, очищению и возвышению души также нашло свое проявление. Появляются моральные толкования, образцом для которых всегда останутся творения отцов-аскетов.

Наконец, с расцветом монашеской мистики появляются толкования, которые прозревают в текстах глубокие вещи о Боге, Царстве Небесном (св. Максим Исповедник). Этот метод получил название анагогии.

Впрочем, как замечает свт. Григорий Нисский, не стоит спорить о названиях методов, можно даже не знать их, действительно важно “держаться полезных разумений“, т.е. понимать Св. Писание так, чтобы это приносило пользу душе.

Для адекватного понимания библейских текстов желательно также привлечение иудейского предания, литургического предания, иконографии.

 

Уровни восприятия библейского текста

Итак, мы увидели, что текст Св. Писания можно по-разному прочесть и истолковать.

Поверхностного чтения, которое позволяет лишь проследить сюжетную линию, отнюдь недостаточно. В каждом отрывке следует попытаться увидеть проблему, рассмотреть, какое решение она получает здесь, а также и в широком контексте Библии, — следует размышлять над проблемой. Важно также, чтобы то, что мы восприняли, не осталось сухой суммой знаний, чтобы наше чтение поднялось над интеллектом, а истины веры коснулись нашего сердца.

Наконец, самое главное: посеянное в нашем сердце должно принести свои плоды — остается претворить в жизнь то, что нам открылось.

 

Ограничения толкования

Даже когда все правила толкования соблюдены, некоторые вопросы остаются не вполне понятными. Это не должно смущать нас. Смирение перед тайнами Божиими лучше бесплодных попыток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова позиция и святоотеческого богословия, и серьезных исследователей нашего времени.

Следует помнить, что основные истины, нужные для спасения, просты, и требуют не интеллектуального постижения, а претворения в жизнь.

 

Плоды слушания и исполнения Слова Божия

Спаситель наш говорит:

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28-30).

Всякого, кто слушает слова Его и исполняет их, Господь наш Иисус Христос уподобляет мужу благоразумному, чей дом построен на камне и не поколеблется вовек (Мф. 7:24-27). Такой человек освободится от страстей (Ин. 8:31-32), будет иметь радость (Ин. 15:10:11) и мир Христов (Ин. 16:33); Господь воскресит его в последний день (Ин. 6:40) и дарует в вечности наследие со святыми (Деян. 20:32).

 

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия.

Митрополит Антоний Сурожский.

Первое условие для извлечения действительной пользы от последовательного чтения Евангелия — это, конечно, честное отношение к делу; то есть надо к нему приступить с такой же честностью и добросовестностью, с какой человек приступает к изучению какой-либо науки: без предвзятых взглядов, старясь понять, о чем идет речь, что тут сказано, и только потом отозваться на то, что было услышано или прочитано. Необходимо поэтому приступить к чтению Евангелия с единственным желанием — открыть истину, понять, что там сказано. И, во-вторых, относиться к этому занятию столь же серьезно и добросовестно, как должно относиться ко всякому научному делу.

Читая Евангелие так, с честностью, с открытостью, непредвзято, мы непременно натыкаемся на различные места, которые по-разному отзываются в нашей душе. Некоторые места остаются непонятными, чуждыми, — мы можем их принять к сведению и пройти мимо, читать дальше, ожидая момента, когда мы дорастем до того, чтобы их лучше понять. Другие места у нас могут вызвать отказ: “Я не согласен с этим, я не могу этого принять…“ Надо и это принять к сведению: значит, я не созвучен Евангелию в каком-то отношении. И, наконец, будут такие места, на которые я смогу отозваться всем сердцем, всей душой, от которых заволнуется все мое нутро, места, которые мне покажутся такими прекрасными, такими значительными, о которых хочется сказать: — “Боже, как это хорошо!“

Знайте, что если такое место есть, то это говорит о том, что вы и Бог единодушны, что, вчитываясь в это место, вы вчитались в глубины Божии, вы познали Бога, вы знаете, каковы Его мысли, каковы Его чувства, каково Его отношение к тем или иным предметам. Но одновременно вы обнаружили какую-то глубину в себе, о которой не имели никакого представления.

Эта глубина, в которой мы и Бог заодно, мы друг друга понимаем, мы друг друга любим, мы друг другу созвучны. Мы одновременно и себя открыли по-новому, и Бога начинаем знать и понимать. Вот первое условие для чтения Евангелия:

готовность честно, открыто, без страха отозваться на что бы то ни было, что дойдет до нашего сознания, что зажжет нашу душу радостью, восторгом и побудит нас не только созерцать красоту, а осуществлять то, что мы обнаружили в Боге, в себе через Евангелие.

Далее, чтобы какую-то пользу получить от чтения Евангелия, нужны выдержка и последовательность. Тот, кто прочтет отрывок и решит: этот отрывок мне ничего не сказал, он до меня не дошел, стоит ли вообще читать, — никогда не дойдет до того места, где зазвучат слова из сердца Божия в его собственное сердце.

Надо быть готовым, как я сказал вначале, к тому, что некоторые места окажутся нам чуждыми, некоторые заденут нас как-то болезненно и лишь немногие дойдут до нас глубоко. Но, вчитываясь в Евангелие, вдумываясь в то, что мы слышали, как бы мы ни отнеслись к этому, мы постепенно вспахиваем свою душу к новому пониманию. Есть место в Евангелии, где сказано, что когда сеятель бросает семя на землю, то одно падает на дорогу, другое — в кусты придорожные, какое-то — на каменную почву и, наконец, некоторые — на добрую почву, способную принести плод. Каждый является в настоящий момент либо тем, либо другим: либо каменной дорогой, либо такой почвой, которая может принять Евангелие. И поэтому, если сегодня ничего не получилось из чтения, если все проходило мимо, если была рассеянность, если была неспособность глубоко вчитаться, — вчитайся завтра, вчитайся послезавтра: в какой-то момент вдруг окажется, что на самом деле семя упало на добрую почву, но упало в такую глубину, которая еще не позволяет тебе заметить, как прорастает травинка. Лишь спустя какое-то время ты увидишь, что то, что казалось тебе чуждым, непонятным, вдруг начинает прорастать: зеленеет луг, начинает подниматься жатва. Это первое.

Второе: надо вникать в смысл Евангелия, то есть удостовериться в том, что, когда ты его читаешь, ты понимаешь то, что сказано. Если что-то непонятно, если, например, слова чуждые, устарелые, надо самому задуматься, или посмотреть в словарь, или кого-то спросить, лишь бы только установить точное значение этих слов, потому что от того, как глубоко ты понимаешь слово, зависит, доходит ли оно до тебя глубоко или воспринимается поверхностно.

Надо читать Евангелие регулярно. Лучше всего читать его утром, когда мысли еще не рассеяны. Но начинать читать Евангелие надо, не просто взяв книгу, сев и ожидая, что ты сразу откроешься ему. Надо стать перед Богом и сказать:

— Господи, я сейчас буду читать Евангелие, в котором рассказывается о жизни Спасителя нашего Иисуса Христа. Каждое Его слово — это слово из вечности, это Божие слово, обращенное ко мне лично. Благослови меня, помоги мне умом открыться, сердцем быть чутким, помоги быть бесстрашным. Потому что я непременно набреду на такие места, которые будут требовать перемены моей жизни, перемены моего отношения к людям, к себе самому, и я устрашусь этой перемены. Помоги мне стать мужественным, дерзновенным, но и мудрым…

И, наконец, Евангелие надо, конечно, читать не торопясь. И хорошую книгу читаешь не торопясь, и друга своего слушаешь внимательно, не ожидая, чтобы он кончил говорить и ушел. Так же надо относиться и к Спасителю Христу, Который теперь стоит перед тобой и с тобой лично говорит, делиться с тобой Своими мыслями, чувствами. Он тебя зовет к новой жизни, которую Он знает опытно и которая является вечной жизнью уже теперь, во времени и на земле. Читать надо не спешно; не важно, прочтешь ли ты отрывок большой или маленький, займет ли это много времени или мало. Когда мы читаем, например, стихи или увлекающую нас книгу, как мы медленно по ней идем, как мы вслушиваемся в каждое слово, как мы слышим ритм и звучность стихов! Так надо читать Евангелие. Говорит Бог. Неужели мы скажем Ему: “Говори скорей, потому что у меня другие дела“? Нет, побудь с Богом.

И раньше, чем отойти, раньше, чем вернуться к обычному делу, остановись, не читай больше, не думай больше ни о чем, а сядь и помолчи. Помолчи хоть пять минут, помолчи в тишине, вслушайся в ту тишину, которая заполняет твою комнату, которая уже заполняет, может быть, твой ум и душу, вслушайся, а потом встань и скажи:

— Господи, благослови меня теперь войти в новый день, который до этого никогда не существовал, который, как белоснежная равнина, лежит перед тобой. Дай мне вступить в эту равнину и проложить след, который не был бы кривой, недостойный ни меня, ни Тебя. Благослови меня. Ночью я спал, как будто был мертв, а теперь словно воскрес и вступаю в новую жизнь.

И, сказав это, иди в жизнь.

 

Памятка изучающему Священное Писание

в группе Евангельских чтений

* Помолись от всего сердца о том, чтобы Бог-Троица простил все твои согрешения, направил тебя на путь спасения — подготовь свое сердце, чтобы в чистоте, простоте и правде внимать Господу. Смиренно попроси Его помощи и водительства в чтении. Помолись о тех, с кем читаешь Слово Божие и кто для тебя особенно дорог.

* Здесь хорошо прочесть предначинательные молитвы по Отче наш, а затем следующую молитву, прибавляя к ним собственные прошения:

* Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечныя, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел Оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

* Побудь в тишине. Пусть то, о чем ты молился, глубже укоренится в твоем сердце.

* Открой Писания. Забудь на время все то, что ты уже знаешь о Господе. Приготовься встретиться с Ним на страницах Книги как бы в первый раз.

* Прочти весь отрывок не спеша, но не “застревай“ на отдельных деталях. Может быть, у тебя уже что-то нашло отклик в душе — запомни эти моменты. Они — готовые темы для молитвы. Какое-то слово или фраза, а может, и весь отрывок оказались непонятными. Не отчаивайся. Так и должно быть: для того, чтобы понимать Слово Божие, надо самому немножко быть пророком, причастным Духу Святому.

* Все же сделай вот что: посмотри, как этот отрывок изложен в параллельных местах (или по Симфонии — как это слово употреблено в других частях Библии), прочти ближайшие отрывки — может, ты увидишь некие связи в повествовании, которые что-то для тебя прояснят. Тебе также могут помочь другие переводы и словари.

* Однако не увлекайся поиском параллельных мест, рысканьем по словарным статьям (если тебе только не надо готовить проповедь), иначе потеряешь те мысли, которые Господь вложил для тебя в этот самый отрывок.

* Попробуй использовать свое воображение таким образом, чтобы картинка отрывка ясно встала перед тобой. Где и когда это происходит? Попробуй представить себе их характерные черты, их чувства и реакцию на происходящее: как они говорят, какие жесты употребляют, как меняются их лица? Почему они говорят нечто, так поступают?

* Теперь, когда ты хорошо представляешь себе внешнюю канву повествования, задайся вопросом: А где же здесь Христос и где здесь — в этом эпизоде — я?

* Что важного Господь хочет открыть мне через этот отрывок о Себе Самом — Отце и Сыне и Духе Святом, о Своей любви ко всем нам, Его творению, о моих грехах и Кресте как пути нашего спасения?

* Тебе могут помочь Святые Отцы, точнее, их комментарии на Писание и составленные ими богослужебные тексты. Ведь то, что они говорят, основано на личном опыте общения с Богом.

* Наверное, у тебя в голове сейчас много мыслей. Побудь в тишине, перед иконами, дай мыслям успокоиться. А потом начинай молиться. Здесь тебе нельзя дать определенного совета: просто слушайся своего сердца и слушай Господа — и у тебя всегда будет просьба, обещание, благодарность или хвала. Может быть, сегодня тебе надо провести это святое время просто в молчании.

* Ответ может прийти не сразу. Бог говорит и действует не только напрямую, но и через твоих ближних, через обстоятельства твоей жизни. Постарайся видеть и слышать это также внимательно, как ты слышал голос Божий через текст Писаний. Всегда и во всем будь готов следовать воле нашего Господа.

 

Список рекомендуемой литературы

*** необходимо иметь обязательно

** очень полезная работа

* полезная работа

 

Обязательная литература

1. Св. Писание Ветхого и Нового Завета. Издательство Московской Патриархии. (можно другое издание, но обязательно с текстом Синодального перевода, предпочтительно с ссылками и приложениями брюссельского издательства “Жизнь с Богом“).***

2. Св. Писание Ветхого и Нового Завета на древнегреческом и церковнославянском языках**.

3. Новый Завет (перевод под ред. еп. Кассиана (Безобразова)). М., 1997**

4. Под редакцией Лопухина А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Ветхого и Нового Завета. Стокгольм, 1987***

5. Святоотеческие толкования (включая нижеперечисленные)***

6. Свт. Афанасий Великий. Творения. М., 1994

7. Свт. Григорий Нисский. О блаженствах. М., 1997

8. Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). М., 1973

9. Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1994

10. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 1992

11. Свт. Иоанн Златоустый. Творения. М., 1994

12. Свт. Кирилл Александрийский. Творения. М., 2001

13. Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. ТСЛ, 1993

14. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие. Толкование на Апостол. М., 2000

15. Свт. Феофан Затворник Вышенский. Комментарии на Послания. М., 1995

16. Серия “Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв.“ М., 2001 — **

Позднейшие комментарии и вспомогательная литература

17. Митр. Антоний Сурожский. Воскресные проповеди. Минск, 1966*

18. Его же. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, М., 1998*

19. Архиеп. Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 1999**

20. Баркли У. Серия комментариев на Новый Завет. 1985*

21. Барсов М. Четвероевангелие. Толкование и руководство к изучению в 2 т. М., 2002

22. Гуардини Р. Господь. Брюссель, 1995**

23. Под ред. Стотта Дж. серия “Библия говорит сегодня“ С.-Пб., 1998**

24. Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. М., 2001**

25. Мень А., прот. Сын Человеческий. Третье издание*** (в приложениях — полный перечень работ по евангельской истории), а также другие работы этого автора.

26. Подборка журналов “Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России“. М.*

27. Подборка журналов “Ступени“ и “Мир Библии“ М.*

28. Библейский богословский словарь свящ. В. Михайловского. М., 1996** или: Библейский словарь Б. Геце. Gummersbach, 1997**

29. Новый Библейский словарь. Ч. 2, Библейские реалии. С.-Пб., 2001**

30. Новый библейский комментарий в 3 ч. С.-Пб., 2001**

31. Симфония на книги Ветхого и Нового Завета (любое изд.)**

32. Словарь библейского богословия под ред. К. Леон-Дюфура и др. К.-М., 1996***

Вводные труды и работы по библейскому богословию

33. Бартелеми Д. Бог и Его образ. Очерк библейского богословия. Милан, 1992**

34. Басин И. Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви. М., 1996*

35. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988**

36. Бьянки Э. Молитвенное чтение Священного Писания. М., 1997*

37. Гальбиати Э., Пьяцца А., еп. Трудные страницы Библии. Ветхий Завет. М., 1995*

38. Данн Дж. Единство и многообразие в Новом Завете. М., 1997*

39. Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Провозвестие Иисуса. М., 1999*

40. Каллист, еп. Диоклийский. Как читать Библию. Conciliar press, 1989*

41. Мануччи В., монс. Библия — Слово Божие. Общее введение в Священное Писание. М., 1996*

42. Моррис Л. Теология Нового Завета. С.-Пб., 1995**

43. Стотт Дж. Постигая Св. Писание. С.-Пб., 1997*

Работы по систематическому святоотеческому богословию

44. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991***

45. Помазанский М., прот. Догматическое богословие. Клин, 2001***

Интернет-поддержка, компьютерные издания

46. http:// www. biblecenter. ru*

47. The Slavic Bible 1.0 (Славянская Библия 1.0)**

 

Для чего читать Писание вместе?

На этот вопрос можно дать несколько ответов.

Для того, чтобы учиться. В группе лучше получается:

* изучать Слово Божие, привить навык к регулярному чтению Священного Писания;

* понять, что значит Божье Слово в моей жизни;

* учиться слышать других людей;

* готовиться к служению ближним;

* находить ответы на волнующие вопросы;

Для того, чтобы расти внутренне. Совместное чтение помогает:

* обрести опыт общения с Богом в молитве и через чтение Священного Писания;

* осмыслять духовный опыт;

* проверять свою совесть;

* увидеть истинные ориентиры.

Для того, чтобы ощутить радость жизни по Евангелию. В кругу единомышленников мы можем:

* поддерживать ближнего и находить поддержку;

* разделить жизнь с другими людьми;

* трудиться для созидания приходской общины.

 

Написать комментарий