Круглый стол (В-Салда).
Тема: Духовная жизнь современного молодого человека, живущего в миру: основополагающие принципы.
Докладчик: Земзюлина Татьяна Сергеевна, преподаватель предмета «Ветхий Завет» на катехизаторских курсах при храме Святых Царственных Страстотерпцев.
Доклад на тему: Пост .
В писаниях Св.Отцов слово «пост» употребляется часто в широком смысле слова — как постоянное умеренное воздержание в пище и питие, в соединении с воздержанием и других отправлений и потребностей тела. Обычно же слово «пост» употребляется в более узком значении – как воздержание в некоторые дни и времена года от известного рода пищи.
Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).
Главной же целью поста является приспособление тела к подвигу молитвы, богомыслия, сосредоточенной самоуглубленности и покаяния.
«Постящемуся нужно воздерживаться от пищи, но прежде всего от грехов… Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду. Говорю это не для того, чтобы уничтожить пост, а чтобы призвать к благочестию. Не еда зло, а грех зло» Св. Иоанн Златоуст.
Различается пост общий, который соблюдается всей Церковью, и пост частный, который человек сохраняет в отношении к самому себе, что бывает из послушания духовному отцу.
Из статьи о посте Игнатия Брянчанинова:
«Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Как глава добродетелей—молитва; так и их основание — пост. Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва—бессильна, если не основана на посте, и пост—бесплоден, если на нем не создана молитва.
Кто пост соединяет с молитвою, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра. Ибо таковый не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает в молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли, потому-то таковый особенно является врагом и ратоборцем демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося.
Молитвы совершаются со вниманием, особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий. Свт. Иоанн Златоуст
«Как здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностию, свойственно вожделение молитвы» Преп. Исаак Сириянин.
Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он—в совершенной и непрерывной зависимости от желудка.
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.
Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия,не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние. Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения, он не способен к приятию Божественной благодати, к покаянию: он пригвожден к земле, утонул в вещественности заживо—мертв душею.
Пост же вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом—смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.»
И в пище должна быть умеренность, и в посте должна быть умеренность.. «Неумеренный пост, т. е. продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости.
Ненасытно же насыщаться христианин должен Христом. ….
Насущный хлеб христиан—Христос. Ненасытное насыщение этим хлебом—вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане.
Ненасытно насыщайся Словом Божиим, ненасытно насыщайся исполнением заповедей Христовых.»
Ошибки при подготовке постом к Таинству Причастия:
Митрополит Волоколамский Иларион Алфеев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата на вопрос: Необходим ли трехдневный пост перед причастием, если человек причащается еженедельно? ответил: «Правило трехдневного поста перед причастием ни в каких канонах и уставах Церкви просто не существует. Есть традиция, которая сложилась в Синодальную эпоху, когда люди причащались очень редко. Тогда бывали разные сроки поста: три дня, неделя, например. Сегодня для человека, который живет полноценной церковной жизнью, особенно если он исполняет установленные церковью посты (а их, вы знаете, в нашем календаре достаточно много), нет необходимости налагать на желающего часто причащаться еще какие-то дополнительные посты».
Иерей Даниил Сысоев: «Следует отметить о требовании к подготовке ко Причастию, которое указано в Типиконе (недельный пост с ежедневным хождением в храм).
Во-первых, это противоречит священным канонам (9 правило св. апостолов, 2 правило Антиохийского Собора, 66 правило VI Трулльского Собора) и уже поэтому не может служить нормативным. Ведь даже в светском положении если инструкция противоречит действующему законодательству, то пересматривается именно инструкция. Авторитет Типикона несравненно ниже, чем авторитет книги Правил. Да и постановление IV Вселенского Собора объявляет, что даже императорские законы, противоречащие канонам, признаются недействительными.
По¬стным днем из-за традиции оказывается суббота! Пост в субботу никогда не был традицией Православной Церкви. Более того, он был одним из пунктов обвинения, вы¬двигавшегося на протяжении нескольких веков в поздней Византии и на Руси в адрес католиков на ос¬новании б4-го Апостольского правила: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только Великой субботы, да будет извержен; если же мирянин, да будет отлу-чен» (55-е правило VI Вселенского собора уточняет, что это правило должно соблюдаться и в Риме).
Тем более это важно, что сама глава о подготовке ко Причастию в Типиконе – одна из самых позднейших. Древность ее вряд ли превосходит начало XVII века. Так что перед нами просто один из памятников той эпохи упадка.
Что касается поста, то церковные каноны знают лишь три вида поста: среду и пятницу, Великий пост и евхаристический пост. Требование поститься неделю или три дня перед причастием относится к той эпохе, когда многие причащались один раз в год или один раз в пост. При еженедельном причащении подобное требование абсурдно, вредно, да и попросту невыполнимо».
Выдержки из докладов, прозвучавших на круглом столе «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса», прошедшего 27 декабря 2006 г в Даниловом монастыре .
Игумен Петр (Мещеринов), настоятель подворья Данилова монастыря в Подмосковье (Московская епархия), выявляя ошибки пастырей, сказал: «На страницах Церковного Вестника, когда летом обсуждался этот вопрос, один архиепископ сказал, что на Пасху православные не причащаются, а разговляются, и что желание причаститься на Пасху есть признак отсутствия смирения. Другой архиепископ говорил, что на Светлой седмице хорошо причащаться, но всё равно нужно три дня поститься. Многие пастыри считают, что Пасха — время веселия, и поэтому причащаться надо Постом…»
Из выступления протоиерея Дмитрия Смирнова, председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями Московского Патриархата, настоятеля храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской :
« Мне кажется, что в памятку ко причастию необходимо внести такую главу, как «лекарства». Потому что очень много священников считают лекарство едой. Нитроглицерин, лекарства при диабете — всё это еда, т.е. падай в кому, но в рот не бери. Поэтому надо где-то обозначить, что лекарства не есть еда. Для страдающих диабетом необходим частый приём пищи, что тоже никак не лишает их права приобщаться Святых Таин ».
И рассказал один эпизод: «В одном монастыре на Афоне, очень хорошем, я узнал, что монахи причащаются в субботу. Почему? потому что в пятницу пост. А в воскресенье уже не причащаются». И это дает нам повод задуматься – почему же в день Господень – самый главный для христиан день — монахи не причащаются? Не из-за соблюдения ли 3-х дневного поста перед Причастием?….
Выступление протоиерея Валентина Асмуса, настоятеля Покровской церкви в Красном Селе, рассматривающего проблему “двойной морали”:«… священнослужители не постятся ни в субботу, ни в другие непостные дни, когда на следующий день они причащаются. Очевидно, что церковный порядок не требует от священнослужителя поста перед причащением не потому, что он “лучше” мирянина, а потому, что он причащается чаще мирянина. Трудно предписывать другим то, чего сам не исполняешь, и представляется, что единственный здравый способ изживания “двойной морали” — приближение меры поста часто причащающихся мирян к мере духовенства, в соответствии с этой самой частотой. В наши дни большое развитие получили паломнические путешествия. Часто они приурочены к большим праздникам. Бывает жалко, когда христианин не может причаститься в праздник из-за того, что в пути он не мог соблюсти пост по всей форме. В таких случаях необходимо послабление».
Из выступления протоиерея Николая Балашова, секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям: «Если мы посмотрим на практику других поместных церквей: так, в греческой Церкви для частых причастников рекомендуются соблюдать только общие посты.
Вместе с тем, от тех, кто старается причащаться часто (к чему призывает мирян большинство известных греческих духовников), не требуется соблюдения иных постов, кроме общих постов, установленных Церковью. Так, например, архимандрит Даниил Аеракис в книге «Когда и как причащаться», изданной в 2000 году в Афинах, пишет: «Повторяем истину, находящую подтверждение в Писании и Священном Предании: пост — это одно, а божественное Причастие — другое. Постимся не потому, что будем причащаться, а причащаемся не потому, что постились».
Другой греческий богослов Димитрий Паганопулос пишет: «Телесная пища не связана с духовной, потому что одна питает тело, а другая — душу. После божественного Причастия мы вкушаем мясо, не обращая внимания на то, что едим. Хотя незадолго до этого через божественное Причастие в нас вошел Сам Спаситель. В противном случае Он не передал бы Таинство Своим ученикам на вечери, но до нее и после поста»».
Конечно, проблемы, затронутые здесь, не должны приводить нас к своеволию, но к правильному христианскому рассуждению.
Используемая литература:
1. Г.И.Шиманский «Нравственное богословие», Киев 2008 г.
2. Свт. Игн.Брянчанинов «Аскетические опыты»,том.1.
3. Информация с круглого стола «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса».
4. Газета «Благовест – инфо», октябрь 2011:Митрополит Илларион (Алфеев): Исповедь не должна быть «билетом на причастие».