молодежь



Повседневная жизнь православного человека



КАТЕХИЗАЦИЯ



ПАЛОМНИЧЕСТВО



СПЛАВЫ



СПОРТ-ГОРЫ

СПОРТ-ХОККЕЙ

СПОРТ-Самооборона

ДОСУГ



СОЦ. ПРОЕКТЫ



Покаяние и как правильно исповедоваться

Автор admin Опубликовано: Февраль - 7 - 2013

Круглый стол (В-Салда).
Тема: Духовная жизнь современного молодого человека, живущего в миру: основополагающие принципы.
Докладчик: Литвина Мария Петровна, преподаватель Воскресной школы при храме Святых Царственных Страстотерпцев.
Доклад на тему: Покаяние и как правильно исповедоваться.

«Всякое попечение о небе, если оно не одушевлено покаянием, — мертво,
неистинно», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).

Греческое слово metanoia («покаяние») переводится как «перемена ума».
Со времени грехопадения мы все попали под власть греха и смерти – изменилось наше тело, стали подвержены греху наши сердце и ум. Как говорят Святые Отцы наш ум находится «во власти варваров (бесов)» и, соответственно является носителем лжи. Поэтому все мы видим на собственном опыте, как наши попытки исполнить Божии заповеди наталкиваются на оправдания ума защищающего грех. Таким образом, чтобы избавиться от греха, нам необходимо изменить свой ум, что и происходит при помощи покаяния.
В наше время, по словам архимандрита Лазаря (Абашидзе), люди потеряли дух покаяния и правильный взгляд на свою греховность. Что же такое — покаяние? Покаяние, как говорят Святые Отцы, означает изменение образа мыслей человека, перемену жизни и постоянную борьбу с грехом.
По словам святителя Игнатия (Брянчанинова) действие покаяния выражается сердечным плачем, сокрушением, самоосуждением и нищетой духа. И именно покаянием можно определить насколько человек преуспел в своей вере в Бога.
Всем нам известен пример двух близких учеников Христа – Петра и Иуды. Оба отреклись от своего Учителя, но Петр раскаивался и плакал, и показал покаяние всей своей жизнью. А Иуда не захотел покаяться пошёл и удавился. Конечно, то, что случилось с Иудой – это крайность, до которой редко доходят православные христиане. Гораздо чаще встречается формальное отношение к исповеди и отсутствие деятельного покаяния, что тоже может являться показателем уровня веры. Христиане либо забывают, либо не знают о том, что, как говорит игумен Пётр (Мещеринов): «Покаяние — это прежде всего внутреннее действие, внутренняя работа, которая в конечном итоге приводит человека к самому Таинству (Покаяния – Исповеди)». Эту работу хорошо описывает в своём «Предисловии» преподобный Василий (Поляномерульский).
Он говорит о двух одинаково согрешивших людях, которые после своего греховного падения по-разному себя ведут. Один, осознав своё согрешение, начинает укорять себя, припадает к Богу с просьбой о прощении и помощи, имея твёрдое намерение в будущем сохранять себя от греха. Другой не имеет готовности хранить заповеди и полагает, что достаточно не впадать в смертные грехи и, не совершая их, думает, что он стоит (не падая). Это именно о нём сказали Святые Отцы: лучше падать и восставать, нежели стоять и не каяться. Таким образом, сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
Покаяние деятельное и Таинство Исповеди дополняют друг друга, причём покаяние – необходимое условие Исповеди. Но так как в наше время христианами потерян дух покаяния, то и к Таинству многие приступают со своими заблуждениями, как говорит архимандрит Нектарий (Антонопулос): «Одни идут на Исповедь, чтобы получить облегчение от чувства вины; других гонит к священнику страх перед «наказанием» от Бога; третьи приходят не с целью, собственно, покаяться, а только для того, чтобы потом причаститься».
Приходя на исповедь мы должны осознавать, что каяться необходимо не только в греховных делах, но также в словах и помыслах, при этом не допуская самооправдания и лишних расплывчатых объяснений о причине и о подробностях греха. Мы приступаем к Таинству Покаяния осуждая себя, чтобы не быть осуждёнными в вечности.
Чтобы правильно принести свою исповедь, христианин должен быть очень внимателен к своей внутренней жизни. Способствовать этому может постоянное вглядывание в себя, чего можно достичь «преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою»,- говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Молитва Иисусова является молитвой покаяния, как называют её святые отцы и способствует усилению внимания к себе.
Если мы попробуем постоянно пребывать в словах молитвы Иисусовой, то с удивлением обнаружим множество греховных помыслов. И именно здесь начинается самое сложное, но необходимое для нашего спасения дело. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «В хранении сердца от греховных помыслов заключается начальная причина и сущность спасения». «Если помысел будем отсекать, отсечём и грех» — говорит святитель Тихон Задонский. В Отечнике приводится следующий случай:
«Брат сказал некоторому старцу: никакой брани не вижу в моём сердце. Старец на это: ты подобен четверовратной храмине; всякий, хотящий войти в тебя, входит, откуда бы он не пришёл, и всякий хотящий выйти, выходит, куда хочет, а ты не понимаешь, что делается в тебе. Если б твои двери затворялись и запирались, и ты не позволил бы посредством их входить в тебя помышлениям греховным: тогда бы ты увидел стоящих вне и борющихся с тобою».
Исповедь помыслов, как и борьба с ними при содействии молитвы Иисусовой, не только возможна, но и необходима, причём здесь христианин сталкивается с собой таким, каким он и является – имеющим множество страстей и греховных наклонностей о которых он и не подозревал. Но помыслы и молитва – это темы для отдельного разговора, который не сможет уместиться в наш короткий доклад.
В заключении следует напомнить о необходимости (по святым отцам) исповедоваться у одного духовника, желательно достаточно опытного и рассудительного, и не впадать в такой грех как духовный блуд, которым называется частая смена духовников.
Пусть примером для нас послужит исповедь преподобного Симеона Нового Богослова который говорит: «Послушайте все: я стал убийцей… Увы мне, я стал прелюбодейцем в своем сердце и совершил содомский грех в своем намерении и пожелании. Клятвопреступником, отступником и корыстолюбцем. Вором, лжецом, бесстыдным, грабителем — увы мне! Обидчиком, братоненавистником и очень завистливым. И сребролюбцем, дерзким и сделал одновременно всякое зло. Поверьте мне, я правду говорю».

Используемая литература:
1. Беседы о вере и Церкви. Игумен Пётр (Мещеринов). М., Даниловский Благовестник, 2004.
2. .Православный сайт «Азбука веры».
3. Грех и покаяние последних времён о тайных недугах души. Архимандрит Лазарь (Абашижзе), М. Сретенский монастырь. 2010 год.
4. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского. М. Сретенский монастырь, 2001 год.
5. Возвращение: покаяние и исповедь. Архимандрит Нектарий (Антонопулос), Свято-Троицкая Сергиева Лавра – 2000 год.

Написать комментарий