Доклад на тему
«Особенности миссионерской работы в молодёжной среде».
«Никто да не пренебрегает юностью твоею, — пишет святой апостол Павел, — но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).
Cлужение Церкви среди молодежи как самостоятельное миссионерское направление достаточно новое дело. Лишь только в ХХ веке созрела и была сформулирована необходимость специального миссионерского обращения Церкви к молодым людям. Это связано с тем, что в условиях современного мира молодежь выделилась, в отдельную социальную группу со своей непохожей субкультурой, особыми интересами, ценностями, нормами поведения и проблемами.
Из истории мы видим, что до революции 1917 года воспитание молодого поколения осуществлялось совместно с Церковью и под управлением церковного священноначалия. Таким образом образование юношества было подчинено высшей цели — духовному и нравственному становлению.
Наиболее многочисленной и потому наиболее важной представляется на сегодняшний день невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию. В зависимости от того, насколько успешна будет работа Церкви именно с этой группой, будут судить о положительных или отрицательных результатах миссии среди молодежи.
На круглом столе «Духовно-нравственное просвещение молодежи» игумен Пётр (Мещеринов) заметил «Нужно с самого начала в словосочетании «церковная работа с молодёжью» подчеркнуть слово «церковная». Нам необходимо особенно позаботиться о том, чтобы мы ставили перед собой и пытались достигать именно церковные цели, чтобы в молодёжной работе выявлялись христианские начала».
Конечно, необходимо выделить основные направления миссионерской работы среди молодёжи. На конференции «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения», которая проходила в Московском Даниловом монастыре, было выделено пять основны направлений работы с молодёжью: 1. Приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь.
2. Просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей.
3. Приобщение молодежи к христианскому служению.
4. Создание открытой христианской социо-культурной молодежной среды.
5. Специализированная помощь молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей.
Попробуем рассмотреть более глубоко миссионерскую работу среди молодёжи.
Достаточно трудно вырвать молодого человека из влияния окружающего мира. Как говорит иеромонах Серафим (Роуз): «Сегодня человек сталкивается…с постоянным состоянием искушения. Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо». Для того чтобы удовольствия мира потеряли своё влияние, необходимо показать всю красоту Православия, её внутреннюю сущность, то самое главное, что часто скрыто за внешностью.
В связи с этим следует вспомнить, что наша земная жизнь – мгновение по сравнению с вечностью, которая нас ожидает после смерти: «Изгнанники рая, не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай» — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Поэтому нужно не забывать, что: «Если человек просто «ходит» в Церковь, — т. е. если церковное самосознание он ограничивает понятиями: хожу в Церковь, молюсь утром и вечером, пощусь, читаю Евангелие и духовные книги, участвую в Таинствах, и проч., — а не ощущает всей душой, что он и есть Церковь, член Тела Христова, — то здесь есть некая недостаточность, нетвердость, неполнота духовной жизни» — говорит игумен Петр (Мещеринов).
Таким образом, целью миссионерской работы среди молодёжи должно стать не столько внешнее воцерковление, сколько понимание необходимости внутренней работы над собой. « Церковь — это приобщение Христу Господу, нашему Спасителю»- продолжает игумен Пётр (Мещеринов), — « восприятие в себя новой, вечной жизни; непосредственное личное – богообщение».
Для любого христианина необходимо побеждать свои страсти, тем более если христианин молод, а вокруг много соблазнов. Согласно святым Отцам, Богу в человеке должны быть подчинены основные части души — ум и сердце. При их подчинении Богу вся душа и тело (как вместилище души) превращаются в обитель Святого Духа. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова): «такое подчинение требует непрестанного упражнения, чтобы ум и сердце были «всецело устремлены к Богу», «приняли и усвоили себе Евангелие», служили «выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными». Таким непрестанным упражнением святые отцы называют молитву Иисусову – исихазм, « умное делание».
И если говорить о миссионерской работе, то и здесь мы заметим явную связь с умным деланием: «Если современный миссионер должен уметь рассказать людям об основах православного вероучения, если современный миссионер должен рассказать о богослужении, то, конечно, он должен суметь рассказать и о традиции православной духовности. А ядро православной духовности есть исихазм», — говорит дьякон Павел Сержантов, кандидат философских наук, член редакционной коллегии богословского журнала «Альфа и Омега».
Первые ступени исихастского подвига, покаяние и борьба со страстями, оказываются тесно связанными друг с другом, они являются пространством духовности для православного человека.
Конечно, необходимо заметить, что борьба со страстями, невозможна без участия в церковных Таинствах, так как по словам прот. Г. Флоровского: «Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью». Только живя полнотой христианской жизни православный человек в силе исполнить и дела милосердия, а также своё миссионерское служение.
«От сердца произойдут добрые дела, когда будет доброе сердце, а без доброго сердца добрых дел не может быть, как и из гнилого источника не может не течь гнилая вода. Исправь сердце и волю твою, — и будешь добр, будешь истинный христианин, будешь новое творение»- говорит святитель Тихон Задонский.
В заключении следует сказать словами преподобного Симеона Нового Богослова:
«Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек, мудрый или несведущий, рассудительный или нерассудительный, ученый или неученый, богатый или бедный, если это не способствует к просвещению души его от немощей ее — суетно все это и бесполезно для него и оставляет душу вне Царствия Небесного, ибо в Царствие Небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи».
Приложение.
Иерей Даниил Сысоев: «Когда входит человек в Церковь, тогда начинается настоящее восхождение, начинается настоящий бег, который никогда не заканчивается. Это бег, который влечет нас в вечность, который будет продолжаться вечно».
«Для неверующих или сомневающихся кажется самым главным только уверовать или убедиться, что Бог есть. Они еще не знают того, что можно веровать, быть убежденным в бытие Божием, а жить в противлении Богу, как бесы, которые веруют в Бога, трепещут пред Ним. Они не видят, не знают, не чувствуют духовного мира, продают за чечевичную похлебку мирской жизни свое первородство, высочайшую честь и достоинство быть чадами Божиими». Никон (Воробьев).
«Именно таинства составляют жизнь во Христе», — пишет св. Николай Кавасила. Они суть «окна в этот мрачный мир», говорит он.
Иерей Даниил Сысоев
Цель Церкви — попасть к Отцу и Сыну и Святому Духу. Наш «табор уходит в Небо» — это про Церковь. Караван, который уплывает в Небеса. Можно сказать, что Церковь — это тайное общество Великого Исхода. Выходим из тюрьмы смерти в вечную жизнь. Поэтому предлагаем присоединиться к этому исходу.
«Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное», говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
игумен Петр (Мещеринов)
Наши отношения с Богом есть синергия, со-творчество, со-делание; человек есть образ и подобие Божие, способен к творчеству, — и это творчество есть свободное и сознательное созидание, при помощи Божией, своей души, очищение сердца, понуждение себя на добро, изгнание из себя греха и страстей, противление им — для того, чтобы пришел и вселился в нас Святой Дух, чтобы Христос Господь и Бог Отец пришли и сотворили Себе обитель в нашем сердце и во всей нашей жизни.
Исаак Сирин
Естество твое сделалось удобоприемлющим в себя страсти, много искушений в настоящем мире, и не далеко от тебя зло, но источается оно внутри тебя и под ногами твоими.
Насаждайте в детях страх Божий, научайте их знать Бога, Его любить и усердно Ему молиться; запечатлевайте в сердцах их святую веру, любовь к Православной Церкви нашей и к ее святым уставам, любовь к царю и отечеству. Вот христианское богатство наше! Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
При образовании юношества о чем надо больше всего стараться? О том, чтобы стяжать «ему просвещенна очеса сердца» (Еф. 1, 18). Не замечаете ли, что сердце наше — первый деятель в нашей жизни, и во всех почти познаниях наших зрение сердцем известных истин (идея) предшествует умственному познанию? Бывает так при познаниях: сердце видит разом, нераздельно, мгновенно; потом этот единичный акт зрения сердечного передается уму и в уме разлагается на части, являются отделы: предыдущее, последующее; зрение сердца в уме получает анализ свой. Идея принадлежит сердцу, а не уму — внутреннему человеку, а не внешнему. Поэтому весьма важное дело «просвещенна очеса сердца» …при познании истин веры и правил нравственности.
После интронизации в соборном храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратиться ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям, помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с тем и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье». Все усилия, которые предпринимает Церковь в работе с молодежью, имеют конкретную цель — ее воцерковление, то есть последовательное и целостное научение основам христианской веры, передача опыта молитвы и церковной жизни. (Отдел по работе с молодёжью Белгородской и Староскольской епархии. священник Пётр Иванов).
. В зависимости от того, насколько успешна будет работа Церкви именно с этой группой, будут судить о положительных или отрицательных результатах миссии среди молодежи.
Протопресв. Николай Афанасьев в статье «О церковном воспитании» писал, что «богослужение как молитвенное собрание церковной общины для своих членов предполагает внутреннее и духовное единение… Без этого единения присутствующая на богослужении община превращается в атомизированное множество. Рядом стоят люди друг другу незнакомые, друг с другом ничем не связанные… К Чаше подходят люди, не только не связанные любовью, но чужие и друг другу, и священнику».
Дьякон Павел Сержантов:
Исихастская традиция – это огромный ресурс знания человека во всех его проявлениях, во всей его изменчивости, во всех его возможных состояниях, что особенно важно в наши дни. Знание о человеке – это ведь знание о нас самих; каждый человек задумывается о себе, каков он и каким должен быть. Поэтому исихастская традиция имеет значение для людей верующих и неверующих, поскольку она имеет антропологическое значение, а человек интересует всех. Тем самым, первые ступени исихастского подвига, покаяние и борьба со страстями, оказываются тесно связанными друг с другом, они являются пространством духовности для самого обычного православного человека и пространством размышлений православного миссионера. В наши дни для православного миссионера исихастская духовная традиция может послужить хорошим средством, чтобы объяснить людям, насколько глубока и содержательна жизнь, которую Церковь Христова предлагает современному человеку.
Епископ Иларион (Алфеев):
В конечном итоге, каждый христианин на всяком месте призван быть пророком и апостолом Христа, призван «глаголом жечь сердца людей», всей своей жизнью, свидетельствовать о Боге. Каждый христианин должен быть солью земли и светом мира. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Именно в этом — главная миссия христианина, его наивысшее предназначение и призвание.
«Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек, мудрый или несведущий, рассудительный или нерассудительный, ученый или неученый, богатый или бедный, если это не способствует к просвещению души его от немощей ее — суетно все это и бесполезно для него и оставляет душу вне Царствия Небесного, ибо в Царствие Небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи». Преподобный Симеон Новый Богослов.