молодежь



Повседневная жизнь православного человека



КАТЕХИЗАЦИЯ



ПАЛОМНИЧЕСТВО



СПЛАВЫ



СПОРТ-ГОРЫ

СПОРТ-ХОККЕЙ

СПОРТ-Самооборона

ДОСУГ



СОЦ. ПРОЕКТЫ



Основы духовной жизни

Автор admin Опубликовано: Февраль - 7 - 2013

Круглый стол
Тема: Духовная жизнь современного молодого человека, живущего в миру: основополагающие принципы

ДОКЛАД: Основы духовной жизни (по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)
Докладчик: Иерей Димитрий Подколзин, руководитель молодежного отдела Нижнетагильской епархии.

Всякое дело каким бы ни занимался человек, для успешного результата требует правильности исполнения. В деле спасение это условие особенно важно, но в силу своей духовной тонкости оно оказывается часто пренебрегаемо и искажено. Одни опираются на жесткий подвиг без рассудительности, тем самым удаляются от Бога. Другие берут только «сладкое»-благочиние служб, паломничество нисколько не заботясь о повседневной работе над исправлением себя по евангельскому Образу, иные живут не Церковью, а околоцерковными суевериями: антихрист, дивеевская канавка, электронные паспорта, Иван Грозный, экуменизм, масонство, глобализация, и т.д. Многие бегают за чудесами, желая знамений, мироточений, забывая что Господь сказал, что этого ищет род лукавый и прелюбодейный(Мф.16,4).
Если же духовный подвиг неправилен, то не только силы и время тратится понапрасну, но такой человек готовит себе не спасение, а вечную погибель. Поэтому необходим надежный фундамент- это правильные основы духовной жизни. Эти основы дают святые отцы. Но проблема нашего времени – оторванность от живой духовной традиции, нет опытных наставников, а святых отцов не только не могут правильно применить, но и не в состоянии правильно прочесть. С другой стороны всякое духовное дело, не основанное на святоотеческом предании есть прелесть, уклонение от истины.
Великий труд Игнатия Брянчанинова заключается в изложении учения древних отцов применительно к нашему немощному времени. Слово святителя- его живой опыт. После святителя Игнатия не было не было в нашей Церкви ни одного святого который оказал бы такое влияние на судьбы монашества, Церкви, Православия. Есть резкая отличительная особенность его трудов от трудов других святых последнего времени- это учение о внутреннем совершенствовании человека, без которого не возможно спасение.
В чем же заключается спасение по Игнатию Брянчанинову? Многие говорят о спасении. Многие желают спастись. По видимому даже делают много добрых дел, говорит святитель но в сущности делают очень мало дел для спасения. Почему? От того, что не знают, в чем состоит спасение. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом. (Требник Последование Святого Крещения).
Что значит расторжение общения с сатаной? Враг действует на нас, влагая свои помыслы, обольщая мечтаниями, волнуя и разгорячая кровь. Разнообразные же движения крови вызывают действия страстей. Причем враг так тонко и хитро действует что человеку кажется, что эти помыслы, рождаются в самой душе, а отнюдь не действие чуждого ей злого духа. Часто эти помыслы принимают вид благовидности, поэтому враг оставаясь непримеченным, постепенно укрепляет страсти в человеке, попаляет здравый смысл и силу воли. Таким образом все свойства, все движения души -любовь, добрые дела, добродетели пропитаны земной мудростью, которая является общим делом падших духов и человека и уничижает Бога.
Очень много благонамеренных людей, но проводящих жительство наружное, не имеющих понятие о жительстве духовном. Страсти часто живут в этих людях тайно, они часто не выражаются в делах. По большей части они удовлетворяются ими, часто не примечаются, часто оправдываются ими, но мало того признаются за чистые и возвышенные добродетели. Человек же не зная внутренней борьбы, умного деланья, не замечает, что все его добрые дела, добродетели осквернены примесью зла. Игнатий Брянчанинов говорит, что такие дела и добродетели не достойны Бога, препятствуют общению с Ним, противодействуют нашему спасению.
Господь говорит: «Очисти прежде внутренние стеклянницы и блюда, да будет и внешне их чисто».
Те кто дают добрым делам падшего естества не заслуживаемую ими высокую цену впадают не понимая того в уничижение и отвержение Христа. Так как дела эти рождаются из лжеименного разума, из движений крови, из сердечных чувств, которые кажутся возвышенными, непорочными, святыми, но приводят к самонадеянности, высокоумию и гордыне.

Наше естество повреждено падением, повреждена им и наша естественная любовь. Она не достойна именоваться любовью, т.к. зависит от движения крови, через которую действует враг.
Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви есть самообольщение. Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Такая любовь враждует против Неба и Духа Святого. Истинная, святая любовь к Богу и ближнему проявляется через исполнение заповедей, исполнение же заповедей совершается через внутреннее деланье человека. «Если внутреннее делание с Богом, то есть осененное Божественной благодатью, не поможет человеку, то тщетно подвизается он наруж¬ным, то есть телесным подвигом» (Варсонофий Великий). Именно правильная внутренняя деятельность доставляет уму и сердцу чисто¬ту. Кратко сказать , говорит Игнатий Брянчанинов, обобщая мысли Иоанна Лествичника, и преп. Исихия, Великого Варсонофия и многих других святых отцов: кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподо¬бится зреть Бога. Кто не внимает, тот не может быть нищ духом, не может плакать, ни быть крот¬ким и смиренным, ни алкать и жаждать правды, ни быть милостивым и миротворцем, ни изгнанным правды ради. Вообще скажу: невозможно стяжать ни-какой другой добродетели иным образом, как только вниманием.
Вниманием, трезвением ,хранением и блюдением ума, умным деланьем, умной молитвой, внутренним деланьем — святые отцы называют одно и то же деланье – благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой. Все мы знаем слова апостола: Непрестанно молитесь. Оставление молитвы, говорит Игнатий Брянчанинов, приносит душе невидимую смерть.
В основном всё учение святителя о внутреннем подвиге человека. Он приводит в пример многих святых отцов. Например преп. Агафон инок египетского скита говоря о телесном и внутреннем подвиге, сравнивал человека с деревом. Телесный подвиг подобен листу дерева, а внутренний плоду. Но как в писании сказано(Лк.3,9): что всякое древо не творящее плода добра посякается и огнь вметается. То всё тщание должно быть в плоде, т.е. в хранении ума. Конечно нужно и то, чтобы древо было покрыто листьями. Но всякое древо, не имеющее плода(т.е. хранение ума), а имеющее один только лист посякается и в огнь вметается.
Симеон Новый Богослов сказал: «Святые отцы, зная, что при внутреннем делании удобно и все внешние доброде¬тели выполнить, оставили наружное делание и все усердие при¬ложили к внутреннему блюдению». Все добродетели проверяются молитвой — она названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния.
Например — любовь, как отличить истинную , святую любовь, от естественной, падшего естества? Игнатий Брянчанинов говорит, что естественная любовь, разгорячает кровь человека, приводит в движение его нервы, возбуждает мечтательность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и душу и тело, влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в смирение.
Степень любви проверяется молитвой : если при молитве рассеянность – это признак плена вражьего, падшее естество человека ; присутствие же любви доказывается внимательной и постоянной молитвой.
Также и все другие добродетели — проверяются молитвой, очистив прежде внутреннее и внешнее становится чистым. Более того преп. Нил Синайский говорит:
«Если ты истинно молишься, то ты Богослов».

Используемая литература:

1. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты. Т. 1,2.
2. Практическая энциклопедия «Основы правильной духовной жизни», по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова).
3.Жемчужина отцов, 1том.

Написать комментарий