молодежь



Повседневная жизнь православного человека



КАТЕХИЗАЦИЯ



ПАЛОМНИЧЕСТВО



СПЛАВЫ



СПОРТ-ГОРЫ

СПОРТ-ХОККЕЙ

СПОРТ-Самооборона

ДОСУГ



СОЦ. ПРОЕКТЫ



Молитва

Автор admin Опубликовано: Февраль - 7 - 2013

Круглый стол
Тема: Духовная жизнь современного молодого человека, живущего в миру: основополагающие принципы

Докладчик: Захарова Дина Сергеевна, преподаватель «Литургики».

ДОКЛАД: Молитва.

Нет для человека ничего выше Богообщения. От Бога он получил жизнь и природу, для Бога он создан, к Нему должен возвратиться и пребывать с Ним во веки. Центром христианина, конечной целью должно быть, не что иное, как только Сам Бог. Поэтому Прежде всего подобает всячески и всегда заботиться о том, чтобы соединиться с Богом.
Какое делание соединяет человека с Богом? МОЛИТВА. Все про¬чие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы, или же дают¬ся тем, которые, по нравственной немощи или по недо¬статку умственных способностей, не могут заниматься всецело молитвою. О молитве же говорится как о сокровище, за которое мы должны отдать все имение наше. Иоанн Кронштадский говорит: «В чем жизнь христианина? Чтобы не иметь ничего и иметь Христа в сердце». «Молитва — дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым». Иоанн Кронд. Оставление молитвы приносит душе невидимую смерть. Игн. Брянч.
Поэтому апостолы говорили: : Непрестанно молитесь.
Это деланье называется умным деланьем, умной молитвой, трезвением, хранением и блюдением ума, внутренним деланьем, вниманием – все эти понятия означают одно и то же – благоговейное, тщательное упражнение в молитве. Если нет умного делания, есть без-умное делание, т.к. жизнь не прекращается ни на мгновение, а ум не перестает ни на минуту от рождения мыслей. Если не дать душе богоугодного упражнения, то она будет упражняться в мыслях и чувствах которые рождаются в ней, развивая в себе падение и зло. Кто не внимает хранения ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога говорят святые отцы. Апостол Павел говорил: «к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога».
Умная молитва дана Богом человеку в раю. Об этом говорит Нил Сорский, преп.Дорофей, Григорий Богослов и других святые отцы. Нил Синайский объясняя слова: «Бог, сотворив Адама, поместил его в раю, делать и хранить рай», говорит что дело райское – это молитва, а хранение рая – соблюдение от злых помыслов.
Богородица пребывая во Святая Святых, умной молитвой взошла на крайнюю высоту боговидения. Она, говорит Григорий Палама, избрала жизнь никому не видимую, безмолвие ума, мысленное молчание, собрание ума в непрестанную молитву и внимание, и тем самым подала образец внимательного жительства внутреннего человека.
В Новом же Завете как говорят преп.Каллист и Игнатий Ксамфоп. Господь дарует дозволение и заповедование молиться Именем Его, которое «заимствовало от Божества Его неограниченную, всясвятую силу спасать нас». Игн.Брянч. «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» .Апостол Павел в своих посланиях говорит: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Спасение же наше состоит: в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом. Если мы рассмотрим первое условие — расторжении общения с сатаной, то святые отцы говорят о Иисусовой молитве, как об оружии.
«Иисусовым именем бей ратников; крепче этого орудия нет другого ни на небе, ни на земле».
Преп. Григорий Синаит
«Имя Божие, будучи призываемо убивает все страсти, хотя мы и не знаем как это совершается».
Варсонофий Великий
О силе Своего имени Сам Господь говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новымии языками… возложат руки на больных, и они будут здоровы». Семьдесят учеников с радостью говорили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем». Апостол Павел в посланиях говорит: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Каждый может изгонять бесов по слову Христа, которые с хитростью ведут брань против человека, через помыслы и мечтания.
Второе же условие спасения, т.е. восстановление общения с Богом тоже осуществляется через непрестанную молитву. Преп. Исаак Сирин говорит : «иначе как непрестанной молитвой невозможно приблизиться к Богу».
Умное деланье есть путь ко спасению, чего нельзя сказать например о добрых делах человека не живущего внутренней жизнью. Его добрые дела по святым отцам препятствуют общению с Богом, противодействуют спасению и ведут к вечной погибели. Делал ли мытарь добрые дела? Нет он был грешником, но ударяя себя в грудь, он творил непрестанную молитву. Умное деланье привело его ко спасению. Делал ли фарисей добрые дела? Конечно, он занимался общественными делами, отдавая положенную часть от себя, неукоснительно выполнял молитвенные правила, посещал богослужения, но это не привело его ко спасению, он был осужден.
Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, говорит Иоанн Кронд.; именно, — Он хочет чистого серд¬ца: блажени чистии сердцем. Достижение же чистоты сердца, бесстрастия, освящения, или что тоже христианского совершенства без стяжания умной молитвы невозможно, в этом согласны все отцы.
Умное делание святые отцы называют истинным молением, все же другие продолжительные молитвы, псалмы, тропари, каноны называют молитвенным пением или просто пением. Святые отцы произносили их в состоянии созерцания, до которого не может возвыситься страстной и немощный ум. Церковь, говорит Петр Дамаскин с благой и богоугодной целью приняла их, по причине немощи ума нашего, чтобы мы неразумные, привлекаемые сладостью псалмопения, как бы и против воли, воспевали Бога. Но непременно от пения восходили к молению. Песненное моление предано нам отца¬ми на время, по немощи и младенчеству ума нашего, чтобы мы, обучаясь мало-помалу, восходили на степень умного делания, а не до кончины нашей пребывали в песненном молении. Вас.Полян.Например св. Григорий Синаит, сначала, по неведению, придерживался од¬ного пения; будучи же наставлен одним критянином, заменил многое пение умною молитвою и, на опыте познав, что не бывает такого быстрого и легкого успеха от пения, как от молитвы, по¬велел всем иметь все старание о молитве, петь же немного из-за уныния. А св. Макарий Египетский говорит, по образу жизни нашей, ангельскому быть и пению нашему, а не плотскому, да не скажу языческому. Молитвы же язычников и еретиков, говорит Игнатий Брянчанинов, в многоглаголании, в них земная красота, в них разгорячение крови. «Кто лишнее говорит в молитве, тот не молится, но празднословит ». Иоанн Злат
Многие люди даже не замечают что молятся лицемерно, больше устами, поверхностно, а не из глубины души не доводя до сердца силы слов молитвен¬ных. Господь говорит об них: прибли¬жаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, серд¬це же их далече отстоит от Мене. Иоанн Кронд.
[ В продолжитель¬ной молитве ум у не привыкшего к ней человека не может долго предстоять пред Богом, но обычно, побежденный немощью непо¬стоянства, увлекается внешним, и теплота духа поэтому вскоре остывает у него. Такая молитва есть уже не молитва, но одно смущение ума, вследствие уклонения мыслей туда и сюда, что бывает как в церковных соборных пениях, так и в читаемых дол¬го келейных правилах . «Потому что поющие много не разумеют, что поют», — сказал Новый Богослов. Каждый на опыте ощущал эту преграду между собою и Богом, как бы медную стену не позволяющую уму его ясно взирать к Богу в молит¬ве. Разумное же пение и моление обретается через умную молитву.
Краткая, но частая молитва более ус¬тойчива, ибо ум, углубившийся в Бога на короткое время, может совершать ее с большей теплотой. Общее правило для всех молящихся: ум заключать в слова молитвы, т.е. со вниманием, что сложно осуществить в продолжительных молитвах. Посему и Господь говорит: Молясь не говорите лишнего как язычники, — ибо не по многоглаго¬ланию будете услышаны.] св.Дм.Рост
И Иоанн Лествичник поучает: «Не пы¬тайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках за слова¬ми. Одно только слово мытаря умилостивило Бога, и одно же ве¬рующее слово спасло разбойника. Крайнее многословие в молит¬ве рассеивает ум в мечтаниях, тогда как единословие помогает собрать ум».
Об умном делании Христос говорил: «Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолися Отцу твоему втайне».Внутренняя молитва не требует ни уст, ни книги, не употребляет движения языка, ни гортанного гласа, но только возведения к Богу ума и самоуглубления, что возможно делать на всяком месте. Духовная клеть, о которой говорит Христос вмещает в себе и Бога, и все небесное царство, согласно евангельским словам самого Христа: «Царство Божие внутрь вас есть». Макарий Египетский изъясняется это так: сердце — сосуд малый, но в нем бывают вмещаемы все вещи; там Бог, там ангелы, там жизнь и царство, там небесные грады, там сокровище благодати.
Святые отцы говорят, что всё проверяется молитвой. Степень любви проверяется молитвой. Если при молитве рассеянность – это признак плена, развитие же в себе чувства любви в этом состояние — есть самообольщение. Присутствие же любви доказывается внимательной и постоянной молитвой, также и все другие деланья человека. Более того преп.Нил Синайский говорит «Если истинно молишься, то ты Богослов».
Получается, что умная молитва является тем ключом, который открывает все двери. Она есть ключ к уразумению Священного Писания, святых отцов, ключ к разумному пению и молению.
Об одной же той краткой молитве, один св. Исихий написал двести глав. Много томов написано святыми отцами об умном делании, потому что, взирая на его глубину, они стремились один за другим яснейшим образом показать нам путь, который ведет к Богу. Вас.Полян

Используемая литература:

1. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты. Т. 1,2.
2. Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка
3. Практическая энциклопедия «Основы правильной духовной жизни», по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова).
4. «Умное делание. О молитве Иисусовой».Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей
Издание Валаамского монастыря 1936 г.
5.Жемчужина отцов, 1том.: Святитель Иоанн Златоуст. О молитве и трезвении.
Святитель Димитрий Ростовский. О внутренней молитве.
Преп. Иоанн Лествичник. О священной и блаженной молитве.
Преп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве.
Иоанн Кронштадский
Старец Василий Поляномерульский. Предисловия.

Написать комментарий