молодежь



Повседневная жизнь православного человека



КАТЕХИЗАЦИЯ



ПАЛОМНИЧЕСТВО



СПЛАВЫ



СПОРТ-ГОРЫ

СПОРТ-ХОККЕЙ

СПОРТ-Самооборона

ДОСУГ



СОЦ. ПРОЕКТЫ



Ключевые моменты при работе с молодежью на приходе.

Автор admin Опубликовано: Март - 27 - 2016

Секция: Практика работы с молодежью на приходе. Ошибки и возможности уходящего столетия.
Докладчик: Литвина Мария Петровна, преподаватель воскресной школы г.Нижний Тагил, «Приход во имя Святых Царственных Страстотерпцев».
Доклад: Ключевые моменты при работе с молодежью на приходе.

Часто мы слышим, что в наше время не удобно исполнять Евангелие, Заповеди Божии, каноны Церкви. Мы слышим, что необходимо снисхождение в исполнении. За последние сто лет многое изменилось. Меняется время, обстоятельства, но природа человека остается неизменной. Афанасий Великий говорит ,что «мы поставлены служить не времени, а Богу. Разве Бог изменился? Может быть, человеческая природа изменилась? Может быть, у нас сейчас души нет или тела? Да все у нас есть, и душа, и тело, и ум. Или дьявол изменился, может быть, он добрее или злее стал? Тоже нет»1. Условия изменяются, но спасение происходит не в условиях, а в воле человека. «Воля же наша никогда и никем не может быть подавлена, это дар от Бога, который никто не может забрать»2. Но с другой стороны, воля у нас повреждена и, чтобы привести её в нормальное состояние, человеку предстоит немалый труд. Если мы обратимся к святым отцам, они говорят о том, что духовная борьба есть в каждом возрасте. «Не существует возраста, в котором эта борьба не была бы сопряжена с трудом и болью…. Мы можем наблюдать молодых людей, усердно борющихся, и стариков, живущих в страстях. Иоанн Златоуст говорит: “В защиту нерадения, пусть никто не выставляет, как предлог, ни юности, ни старости; ведь и теперь много у нас молодых наполняют это духовное зрелище, а старые безобразничают в цирке; опять же: старики с сединою украша¬ются этим слушаньем, а молодые чрез тамошнее созерцание употребляют свою юность весьма неразумно” (Т. 58, С. 503) ».3 Златоуст приводит в пример отроков, которые были в огненной печи. Они были очень молодыми, вполне юношами. Духовная борьба является одним из ключевых моментов в жизни человека и это важно учитывать при работе с молодежью на приходе. Когда были периоды расцвета христианства? Тогда, когда были учителя, которые могли научить духовной борьбе. Излечение молодых людей от страстей – это целая наука. Иоанн Златоуст говорит о том, что педагогика и воспитание молодых – великое искусство. В любом, даже бытовом деле, за которое мы беремся, самый простой путь — найти учителя, который бы нас научил как это делать. Тем более в деле спасения. Обычно, этим занимались духовники. «Опытный взор духовника обнару¬живает самые сокровенные тайники души, указывает гнез¬дящиеся там страсти и таким образом удивительно способствует самонаблюдению»4. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит:«Все это хорошо в том случае, когда духовник настолько опытен, что в состоянии уразумевать открываемые помыслы и постигать их причины и следствия; иначе его совет будет действовать разрушительно, как неверно подан¬ное лекарство».5
Любого священника мы называем отцом, т.к. любой может крестить – а это рождение для человека. Но есть отцы, которые не только рождают, но и воспитывают. А это намного сложнее. Чтобы в человеке началась работа, изменение. Как правило, человеку больно, неприятно менять себя, он сопротивляется. Но если не будет работы, не будет и духовного роста. Духовный отец – это рождение и воспитание во Христе до тех пор пока человек не станет самостоятельным. Это великое искусство – вовремя поругать, вовремя приласкать, научить правильной молитве. Мир ищет других наставников. Они пользуются особенной известностью, признают¬ся за опытных в духовной жизни. Целыми автобусами ездят за предсказаниями. «А на истинных наставников не обращают никакого вни¬мания»- говорит Игнатий Брянчанинов: » находя их не знающими ничего, когда они мол¬чат, — гордыми и жестокими, когда говорят»6. «Соблазняются на духовных делателей, находят их по¬ведение странным, осуждают и злословят их, делают им различные оскорбления и притеснения».7 «Мир ищет лес¬ти, а в них видит искренность, которая ему не нужна, встречает обличение, которое ему ненавистно»8. (Святитель Игнатий) Мир ищет старцев, но представление о них совсем неправильное. «В монастырях старцем называет¬ся преуспевший в духовной жизни инок, которому поручается назидание братии»9.
Что же делать молодому человеку, если нет опытного наставника? «Все святые ас¬кетические писатели последних веков христианства ут¬верждают, что, при общем оскудении боговдохновенных наставников, изучение Священного Писания, преимуще¬ственно Нового Завета, и писаний отеческих, тщатель¬ное и неуклонное руководство ими в образе жизни и в наставлении ближних есть единственный путь к духов¬ному преуспеянию »10 в позднейшее время. Об этом говорит Игнатий Брянчанинов, Нил Сорский и др.Заметим, что «прп. Нил объявляет, что он отка¬зывает в сожительстве с собой, тем братьям, которые не захотят проводить жизнь по этому правилу (Предание), — так оно важно, так оно существенно»! 11Кроме того, он говорил, что не только нужно руководствоваться Священным Писанием и писаниями святых отцов, а ещё советоваться с преуспевшими братиями, но делать это «с осторожной и благоразумной проверкой этого совета Писанием». 12 Апостол Павел говорит: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы бы не узнали с вами о многих святых, если бы не появлялись заблуждения, на которые реагировали, преуспевшие братия, доказывая и защищая веру. Блаженный Августин говорит: «В Церкви множество людей, испытанных Богом, но они не выделяются среди нас, покуда мы , занятые мраком своего невежества, предпочитаем спать, а не нести свет истины»13. Он намекает, что пока одни нерадивые христиане спят, другие
поучаются в Законе Господнем день и ночь, стараются исполнять евангельские заповеди со всей тщательностью», конечно, они делаются искусными.
Пример: На страницах Церковного Вестника обсуждался вопрос причащения на Светлой седмице и на Святках. Один архиепископ сказал, что на Пасху православные не причащаются, а разговляются, и что желание причаститься на Пасху есть признак отсутствия смирения. Другой архиепископ говорил, что на Светлой седмице хорошо причащаться, но всё равно нужно три дня поститься. И таких заблуждений не мало. А 66 правило Трулльского Собора, обязывает («должны») всех верующих все дни Светлой Седмицы «наслаждаться Святыми Тайнами».14
В результате таких подобных споров, мы узнаем об искусных, которые реагируют на заблуждения, доказывая истину канонами, святыми отцами и Священным Писанием. По другому они не могут, потому что кто знает и не защищает, подлежит не меньшему суду, чем те, кто нарушает правила святых отцов и канонов.

Если духовник способен воспитывать молодых людей, то через некоторое время они могут оказать огромную помощь, т.к они становятся опытными христианами. Мы видим на примере ребят иерея Даниила Сысоева: сейчас они ведут активную деятельность в Москве. Выступая на Рождественских чтениях, отец Даниил сказал: «Священники должны быть духовниками, а не тратить время на кружок военно-патриотического воспитания. Человек желает знать что именно от него желает Бог и что повелевает ему. А потом удивляемся почему нас не хотят слушать особенно активные люди. А им нужно знать что Творец Вселенной от них хочет…Люди приходят, чтобы им дали «хлеб», а мы даем «камень»». Это ещё один из ключевых моментов при работе с молодежью. «Почему мы не говорим о мнении Бога? Это ложное смирение, что люди не готовы слушать слово Божие. А они готовы». Также он говорил о том, что это одна из главных проблем, которая отталкивает людей от Церкви. Ведь почти все сектанты, пятидесятники бывшие православные христиане. Но в результате того, что им дают не «хлеб», а «камни», они уходят искать в другом месте. За свою жизнь отец Даниил Сысоев крестил более 80 мусульман и обратил в Православие около 500 протестантов.
Что ещё важно учитывать при работе с молодежью? «Иоанн Златоуст говорит о молодости как о трудном и тяжело контролируемом периоде: “Юность трудна тем, что она легко воспламеняема, легко поддается обольщениям, легко попадает на скользкий путь и нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется” (Т. 49, С. 21). Святой делает и немаловажные замечания о том, почему молодой возраст является таким опасным. У молодых отсутствует опыт, позволяющий избежать опасности. Телесные силы переполняют молодого человека, его внутренние склонности берут над ним верх, в результате чего он совершает многие ошибки и, что самое ужасное, оскверняет свою душу грехом»15. Недаром святые отцы говорят, что для молодости главное исполнять целомудрие души и тела, в среднем возрасте беречься от тщеславия, находясь в непрестанном «делании», в старости прийти к созерцанию. Целомудрие — это не только телесная чистота. сщмч. Петр Дамаскин говорит: «Целомудрие есть здравый (целый) образ мыслей… хранящий собираемое мудростию доброе и отвергающий все худое»16.
А «мечтательная душа юноши заставляет его гоняться за призраками, которые он принимает за реальную действительность, и из-за этого придает ценность вещам временным и приходящим». 17 Один из важных моментов: развеять призраки молодого человека, за которыми он гоняется. В этом очень сильно могут помочь учительные книги Библии и толкования на них(Притчи Соломона, Екклесиаст, Книга Премудрости Иисуса, Книга Премудрости Соломона). «Задача учительных книг в том, чтобы показать применения законов Божиих, как правильно поступать в конкретных ситуациях»18. Книга Притч Соломона приучает к различению добра и зла. «Екклесиаст учит, что все земные привязанности и удовольствия, которые многими ценятся, на самом деле не долговечны и являются не нужной суетой»19. Детям эти занятия очень нравятся.
В рамках доклада сложно проговорить все ключевые моменты в работе с молодежью. Поэтому хотим пригласить вас на семинар к дню православной молодежи, где все эти вопросы будут освещены подробнее.
Кратко скажем как наша молодежь при храме помогает духовнику в этих моментах. При храме был организован цикл лекций по Аскетике: «Греховные страсти и борьба с ними». Разработаны брошюры по детской исповеди, которыми пользуются не только дети, но и взрослые. Разработана конкретная схема исповеди: грех – причина – борьба. Молодые люди прихода помогают в формулировке грехов перед исповедью, существует практика ежедневного записывания грехов. С детьми и подростками на неделе разбираются учительные книги. Эти занятия рассчитаны на 2 года . Проводятся беседы во время каникул про эволюцию, про астрологию, про светские праздники и т.д., про то, с чем они сталкиваются в жизни.
________________________________________________________________
Список литературы:
1. Книга, отрезвляющая человека. Толкование книги Екклесиаста. Священник Даниил Сысоев.
2. Там же.
3. http://www.pemptousia.ru/2015/11/иоанн-златоуст-о-молодежи/
4. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1.
5. Там же.
6. Преподобного Симеона Но¬вого Богослова, гл. 70, 71, 72. Доб-ротолюбие, ч. 1.
7. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 2.
8. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же.
13. http://bible.optina.ru/new:1kor:11:19
14. (Трул. 66; Ап. 9; Трул. 24; Антиох. 2; Карф. 61).
15. http://www.pemptousia.ru/2015/11/иоанн-златоуст-о-молодежи/
16. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt492.html
17. http://www.pemptousia.ru/2015/11/иоанн-златоуст-о-молодежи/
18. Как настроиться на духовную жизнь. Беседы на книгу Притчей Соломоновых.Часть I. Священник Даниил Сысоев.
19. Как настроиться на духовную жизнь. Беседы на книгу Притчей Соломоновых.Часть I. Священник Даниил Сысоев.

Написать комментарий