Секция: Практика работы с молодежью на приходе. Ошибки и возможности уходящего столетия.
Докладчик: Якина Светлана Сергеевна, член родительского комитета ВШ, помощник по работе с детьми в ВШ. г.Нижний Тагил, «Приход во имя Святых Царственных Страстотерпцев».
Доклад: Анализ семейных отношений за последние сто лет.
В начале XX века появились революционные идеи относительно семьи. А после переворота 1917 года к власти пришли большевики и семейную иерархию, права и обязанности супругов – всё это объявлялось поповским мракобесием.3
Появилась новая идеология: мужчины и женщины уравнивались в правах и обязанностях, от них ожидалась одинаковая отдача физических и интеллектуальных сил. Достижение долгожданного «равенства» мужчин и женщин (экономического, социального, политического и др.) оценивалось политическими деятелями того времени в качестве одной из главных побед социализма. Однако, психологи, социологи, демографы свидетельствуют, что это привело к печальным последствиям.4 Что же стало с семейными отношениями?
В новой советской семье изменились социальные роли. И муж, и жена равно становились кормильцами. Женщин фактически вынудили работать: на одну зарплату мужа прожить семье было нелегко. Умело выкручиваясь с малыми средствами, женщины становились истинными главами домохозяйств. Количество детей в семье резко снизилось.5
Через 10 лет в 1927г коммунисты придумывают новое определение браку. «Брак есть институт для более удобного и менее опасного удовлетворения физических потребностей».
Идеал советской женщины сочетал в себе традиционные и революционные стандарты: она должна была быть: “преданной, трудолюбивой», оставаясь одновременно “любящей матерью и хранительницей домашнего очага”. Так уже к середине тридцатых годов оформились идеологические предпосылки того, что было позже названо двойным бременем.6
В послевоенные годы постепенно роль матери в семье уже играет бабушка: она воспитывает детей, готовит пищу на семью. Мать выполняет роль основного кормильца и главы семейства, то есть отца в патриархальном понимании. И наконец, отец играет роль еще одного ребенка, вдобавок к настоящим детям.7
Женщина перестает исполнять волю Бога о себе, так называемую епитимью, данную женщине после грехопадения. Она стремится получить равенство наравне с мужем, вопреки установлению Бога, Который говорит:
«И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт.3;16)».
«Так как ты не умела начальствовать,- объясняет святитель Иоанн Златоуст, — то научись быть хорошей подчиненной. Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободой и властью, носиться по стремнинам».8
В дальнейшем обозначилось резкое сокращение населения страны. С середины 50-х годов в массовую практику вводится практика медицинских абортов. В массовом сознании вырабатывались представления о преимуществах малодетной семьи.
Женщины все больше стремятся к получению высшего образования и престижных профессий.
В период перестройки произошла «смена вех»: старые престижные профессии уже не были ни престижны, ни высокооплачиваемы, а новые только-только появлялись. В этой ситуации многие мужчины оказались в ситуации потери и работы, и профессионального статуса, что ко всему прочему ликвидировало и их положение кормильца – даже у тех, кто еще сохранял его.9
Для женщины был не важен статус предлагаемой работы, но важно было обеспечить семью. Поэтому они все чаще становились основными добытчиками денег.
Современная женщина тоже находится в ситуации двойного стандарта: с одной стороны от женщины государство ждет равной отдачи как от мужчины, с другой – ей следует быть образцовой матерью и хозяйкой. Но если труд мужчины на работе принять за 100%, то труд женщины вместе с домашними обязанностями составит 320–340%. Женщина очень старательна, она многое принимает близко к сердцу и в итоге расплачивается психоэмоциональным утомлением, атрибутом которого выступают постоянные срывы на мелочах. 10
Отцы в современных российских семьях часто занимают периферическое, дистанционное положение по отношению к матери и к детям. Это создаёт условия для обесценивания его роли в глазах супруги и собственных детей.
Кроме того, современные психологические исследования свидетельствуют о том, что растёт количество мужчин, вступающих в брак с инфантильными, а порой и потребительскими, установками в отношении своей второй половины. Современных российских мальчиков на осознанное отцовство, на отцовство, как ценность, особо и не ориентируют (за исключением отдельных случаев в конкретных семьях). В советской России их внимание наравне с девочками концентрировали на профессиональные успехи, а сейчас — на самореализацию, личные достижения и независимость.11
Что касается воспитания, то родители приходят домой настолько уставшими после напряжённого рабочего дня, что они порой просто не в состоянии уделить собственным детям столько времени, сколько необходимо для их полноценного воспитания и образования. В этом случае дети остаются предоставленными сами себе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Резко возникает вероятность, что именно они со временем пополнят и без того многочисленные ряды современных российских наркоманов, алкоголиков или станут лёгкой добычей преступного мира.12
Российская действительность такова, что 90% детей сирот являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Основная причина в разрушении ценностей материнства и отцовства выражается в самоустранении от воспитания собственных детей и отсутствии христианских ценностей.13
Современное воспитание выстраивается в две линии.
Первая – ребенок становится дома вместо бога, всё делается для него. Его холят и лелеют, давая все самое лучшее, всё выполняется по малейшему требованию ребенка. В итоге ребенок вырастает капризным, избалованным, эгоистичным. Ведь его не научили ни терпеть, ни делиться, ни помогать другим.
Вторая линия воспитания — это когда ребенок воспринимается как обуза. На выходные его отдают бабушке, в течении недели его воспитывает садик и школа. Дома ребенок либо играет в компьютер, либо смотрит телевизор. Такого ребенка воспитывает улица.
«Проклята земля за тебя… терния и волчцы произрастит она тебе», — услышал Адам от Бога после грехопадения (Быт. 3, 17-18). И мы знаем, как неудержимо склонны развиваться духовные тернии в душах наших детей — тернии злых наклонностей и страстей. Упорный, длительный труд нужен для возделывания пашни и материальной, и духовной, и непрерывно, и неослабно надо вырывать из ее среды быстро разрастающиеся тернии. Небрежность в воспитании не пройдет без последствий: в какой-то мере разросшееся в душах детей терние пороков будет глушить здоровые ростки добродетелей.14
Еще до нашей эры труд над ребенком, как основа воспитания, был заповедан евреям в Писаниях Ветхого Завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», — говорится в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (30, 13).
Св. Феофан Затворник говорит: «Нерадение о христианском воспитании детей есть величайший из всех грехов, и в нём крайняя степень нечестия». Но мало просто воспитать ребенка, его необходимо воспитать для Царства Небесного. « О таких отцах скажу я (и никто не считай этих слов порождением гнева), что они хуже даже детоубийц. Эти отделяют тело от души, а те и то и другую вместе ввергают в огнь геенский» — сказал Св.Иоанн Златоуст. 20
Христианское, православное воспитание дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, которое усиливается с каждым днем в мире. 15
Но начинать воспитание детей необходимо с самих себя.
Императрица Александра Федоровна, которая сама являлась образцом матери и жены, говорила: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».16
Мы живем в такое время, когда семья разрушается. Разрушается, прежде всего потому, что люди решили сами искать выход из тех проблем, которых сегодня так много в мире. Люди думают, что наука и экономика – главное для человека. Они пытаются решать проблемы, но проблемы только увеличиваются. И мы знаем, к чему в конце концов это приведет. Семья разрушается, потому что люди теряют связь с источником любви – с Богом. И если мы хотим, чтобы нашу жизнь устроил Бог, то мы должны обращаться за помощью к Богу. 17
Сейчас есть семьи, их немного, но они живут по заповедям Бога. Они основали свою семейную жизнь на прочном фундаменте. Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды». 18
Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос».19
____________________________________________________________________________________________________
Список литературы:
1.Монахиня Нина (Крыгина), Царская Семья – идеал христианской семьи. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_12453_2/
2. Иерей Дании Сысоев. О библейском воспитании детей. http://www.dmdonskoy.ru/node/855
3. Семья – это важно! Газета «Приднестровье» http://pridnestrovie-daily.net/archives/12398
4.Монахиня Нина (Крыгина). Достижение «всеобщего равенства» как фактор дестабилизации семьи. http://покров72.рф/novosti/nashi-publikatsii/dostizhenie-vseobshchego-ravenstva-kak-faktor-destabilizatsii-semi/
5. Доклад на семинаре «Семья как духовная ценность», Хабаровская духовная семинария, (Зоя Степановна Лапшина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научного отдела Хабаровского государственного института искусств и культуры). 19 марта 2010 года. http://pravostok.ru/blog/obraz-rysskoi-semi—hh-hhi-vekov/
6. Бородина А., Бородин Д. Баба или товарищ? Идеал новой советской женщины в 20-х — 30-х годах. http://www.a-z.ru/women_cd1/html/borodini.htm
7. Доклад на семинаре «Семья как духовная ценность», Хабаровская духовная семинария, (Зоя Степановна Лапшина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научного отдела Хабаровского государственного института искусств и культуры). 19 марта 2010 года. http://pravostok.ru/blog/obraz-rysskoi-semi—hh-hhi-vekov/
8.Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/17
9. Доклад на семинаре «Семья как духовная ценность», Хабаровская духовная семинария, (Зоя Степановна Лапшина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научного отдела Хабаровского государственного института искусств и культуры). 19 марта 2010 года. http://pravostok.ru/blog/obraz-rysskoi-semi—hh-hhi-vekov/
10. Островский С.Н. Беседы о психологии семейных отношений. https://azbyka.ru/deti/besedy-o-psihologii-semejnyh-otnoshenij-ostrovskij
11. Монахиня Нина (Крыгина). Снижение ценности материнства и отцовства. http://www.rusfront.ru/1376-snizhenie-cennosti-materinstva-i-otcovstva.html
12. Там же.
13. Там же.
14. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. https://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospitanie-detej-pestov-n-e
15. Священник Павел Гумеров. «Малая Церковь». http://www.pravoslavie.ru/put/080409002143.htm
16. Императрица Александра Феодоровна о воспитании детей. https://azbyka.ru/deti/imperatritsa-aleksandra-feodorovna-o-vospitanii-detej-2
17. Крепкая семья? – С верой во Христа. Епископ Пантелеимон (Шатов). http://www.pravoslavie.ru/88037.html
18. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии закрытия V Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. http://www.patriarchia.ru/db/text/2915801.html
19. Святые отцы о семейных обязанностях христианина. http://www.pravoslavie.ru/28265.html
20.Св.Иоанн Златоуст. Уроки о воспитании. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. — М.: Правило веры,2015.- 480 с.