НРАВСТЕННОСТЬ И РЕЛИГИЯ
Чтобы говорить о понятиях нравственности и религии нужно правильно понимать что стоит за ними. Мы знаем, что в любом деле может быть искажение, неправильное понимание, ложное направление. Для получения же результата требуется истинная исходная точка, правильное направление. Давайте разберемся, что же такое нравственность?
Обобщив понятия можно кратко сформулировать понятие нравственности:
Нравственность – стремление к добру, стояние в нем, утверждение в нем.
Тогда встаёт другой вопрос, а что же такое добро?
Нет четкого понятия добра, но обычно под ним понимаются добрые дела, добродетели. Но несомненно и в этом деле, если исходная тока является неправильной, то и сам результат не принесет пользы.
Привести примеры: практика священника. (Помощь ближнему, взять ребенка из дет. дома).
На самом деле если рассмотреть результаты добрых дел, не поверхностно, как обычно нам представляется, а глубоко, то окажется, что часто результаты эти плачевны. Тогда встает вопрос, а является ли действие этих добрых дел добром?
Что есть добро в православном понимании.
По сотворению человеческое естество было вовсе непричастно злу. В нем действовало одно добро. Человек от Бога получил жизнь и природу, возможность при со¬действии собственной своей воли пребывать в добре и непрестанно соединяться с Богом.
Для человека это высшее счастье и высшее благо. Человек настолько значителен, что может быть наполнен только самим Богом..
Попытки человека, который забыл или по своей греховности не осознает своего высокого назначения, найти счастье в другом, заполнить эту пустоту заканчиваются трагически. Никакая земная работа, никакой труд, никакой внешний блеск жизни, никакие успехи, ни кажущаяся любовь близких, не могут заполнить пустоту, которая в нем присутствует. Чем больше человек заполняет эту пустоту, тем страшнее она разверзается, так что человек может дойти до безумия, когда жизнь его становится невыносимой. Счастье которое человек пытается найти на земле – ложное. Земля это место изгнания человека после падения.
Игнатий Брянчанинов :«Падение человека заключалось в опытном познании зла, в усвоении себе зла. Отрава проникла во все члены тела, во все силы и свойства души. Поражено тело (телу дебелость, болезненность, нечистые похотения), поврежден разум — он у всех без исключения человек сделался лжеименным. Хотя часто человек льстя себе и обманывая себя признает свой разум здравым. Причем чем больше его падение, тем меньше он видит это в себе и смотрит на свое состояние, как на состояние полного торжества, употребляя все усилия, чтоб упрочить, развить его в себе.
Примеры. Человек говорит: Я не грешу. Никого не убивал, не воровал.
Грех соделался естественным человеку, и отречение от греха сделалось отречением от себя. С самого рождения человек не имеет ни одного дела, ни одного слова, ни одного помышления, ни одного чувствования, в которых бы добро было без примеси зла.
Отделение добра от зла собственными силами для человека невозможно.
При крещении человеку даруется духовная свобода. Благодать снова приступает к искупленному кровию Богочеловека, но если он выполняет обеты Крещения. Обеты же состоят в том, что человек отрекается от своего естества и обязуется во всех действиях, словах, помышлениях и ощущениях проявлять одно обновленное Богочеловеком естество, т.е. жить по воле и разуму Христа. Жизнь по своей воле и разуму есть отвержения Христа. Если же человек не разовьет в себе благодати Крещения, но закопает её предавшись земным попечениям и наслаждениям, тот теряет духовную свободу, возвращается к вечной смерти. Изменение, производимое святым крещением в че¬ловеке, вполне ясно, вполне ощущается; однако это из¬менение остается для большей части христиан неизвес¬тным: мы крещаемся в младенчестве, с детства преда¬емся занятиям, принадлежащим преходящему миру и падшему естеству, помрачаем в себе Духовный Дар. Лишь крещеный чело¬век оставит деятельность падшего естества, начнет омы¬вать свои согрешения слезами покаяния, распнет плоть со страстьми и похотьми, вступит в поприще деятель¬ности Нового Человека — дар Духа снова начинает об¬наруживать свое присутствие в крещеном, развиваться, преобладать.
Пример с дикой яблоней.
Только обновленный Духом человек, свободный от греховного рабства может делать добрые дела, которые можно назвать добром.
Обновляется человек Духом, Дух вселившись в человека, освобождает его от греховного рабства.» Обновление это происходит, когда человек живет не по своей воле, а по воле и разуму Христа, правильно проходит этот путь. Потому, что если человек считает себя православным, это не значит что он православный.
Одни опираются на жесткий подвиг без рассудительности, тем самым удаляются от Бога. Другие берут только «сладкое»-благочиние служб, паломничество нисколько не заботясь о повседневной работе над исправлением себя по евангельскому Образу, иные живут не Церковью, а околоцерковными суевериями: антихрист, дивеевская канавка, электронные паспорта, Иван Грозный, экуменизм, масонство, глобализация, и т.д. Многие бегают за чудесами, желая знамений, мироточений, забывая что Господь сказал, что этого ищет род лукавый и прелюбодейный (Мф.16,4). Пример: про инока(укоренились страсти). Икона страшного суда (не все монахи и спасутся).
Кто является православным? Кто слушает Христа, слушает Церковь.
Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины(1Тим 3:15)
Выражается эта истина в догматах, принятых Церковью, в апостольском и святоотеческом преданиях. Христианин это тот кто ищет Богообщения. Богообщение происходит в молитве (утрен. и веч правило обязательно), в Таинствах. По Апостольским правилам, если человек в течение трех недель не причащается, то он уже отпал от Церкви. Это каноническое преступление, вызванное охлаждением в вере и небрежением.
Если человек не стремится к Богообщению, нарушает обеты Крещения, т.е. откровенно идет против Бога, Своего Создателя. О какой нравственности может идти речь? Может ли преступник быть нравственным? Угодны ли его добрые дела, если он не собирается меняться, каждый день совершая преступления? Человек же считает себя нравственным преступая обеты, не зная себя, не зная Своего Создателя, считает себя свободным, сам же находится в рабстве греха.
Человеку, который за себя не молится (т.е. не выполняет утр. и веч. правило) грех молиться за других. Человеку который не молится, грех поститься. (Иоанн Леств.).Человеку, который за себя основного правила не делает(назначено Церковью) грех молиться другими молитвами.
Слышит ли Бог молитвы человека, если человек не слышит Бога? Живет своим разумом, со своим мнением. Обижается на Бога, отстаивая свое мнение. Считает, что он любит Бога, заходит пару раз в Церковь, чтобы попросить себе благ(перед экзаменом, когда что-то происходит не по его воле), считает себя достойным лучшего. Утверждается в мнимой праведности делая дела, которые считает добрыми. Думает, что помогает другим, себе же помочь не может. (пример: такой человек похож на ребенка, который обижается на родителей, что не отпускают его жить одного, что дают лекарства, когда он болеет ,не разрешают есть конфет и он решает уйти и жить как ему хочется).
Что же является добром? То, что приводит к исцелению. Часто человек пытается влезть в Промысел Божий, не понимая что это не является добрым делом, как кажется поверхностно. Душа человека вечна, здесь на земле дано человеку время, чтобы он сделал выбор. Поэтому если добрые дела ведут человека к правильному выбору, к вечной жизни, то это добро, если же к вечной смерти, то где здесь добро, где нравственность? Может ли быть нравственность без религии? Религия фундамент нравственной жизни.
Примечания:
Год со святителем Николаем (Велимировичем). 30 декабря
Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя?
Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя! Удивлен твоими словами: как же не защитил, если ты пережил несчастья, а не они тебя? Позволь задать тебе вопрос: слушаешь ли ты Бога? В двух Своих Заветах, Ветхом и Новом, Всевышний обещал слушать людей при условии, что они будут слышать Его. Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли закон Божий и держишься ли Его постановлений? Если не делаешь этого, тогда странно требование твое, чтобы Бог тебя услышал и послушался.
Бог сошел на землю и омыл ноги тем, кто любил Его. Для Творца нашего великая радость — слушать послушных чад Своих. Моисея, Авраама и Иакова Создатель послушал во всем, о чем они просили Его. И через природные, и через чудесные явления изливал Он милость Свою на тех, кто исполнял Его закон. Если и не желал Он услышать мои и твои молитвы, то потому, что мы не желали исполнять заповеди Его, или же потому, что мы молились неправильно. Устами Исаии говорил Господь непослушному народу: когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу (Ис 1, 15). Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли (Ис 1, 19). Следовательно, Господь слышит нас тогда, когда мы слышим, и не слышит, когда мы не слышим.
И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф..