На вопрос иудеев: «Что ты мне предлагаешь, что смогла женщина родить Бога?» – святой Прокл Константинопольский отвечает: «Не говорю тебе, что смогла женщина родить Бога, но что Бог мог, воплотившись, родиться от жены, ибо Ему все возможно»
Это повторяет и святой Иоанн Дамаскин, говоря: «Богу хотящу, это сбылось; потому что, когда Бог хочет, все возможно, а ничего не возможно, если Он не хочет» (С,7). Это всемогущество Божие, о котором говорит Иоанн Дамаскин, совпадает с безмерным Его снисхождением52. Ибо только как снисхождение мы можем понять то, как Слово Божие, «снисшед непреходно… на земле явися (А,3) и сошел к возвышающему истощанию; как Пресущественный в утробе Жены сверхсущественно осуществился; как будучи Бог – стал Человеком… и не вышел из сущности Божества, стал теснейшим образом причастным плоти и крови; как вся исполняли и Сущий над всеми – вселился в тесное место; как вещественное и тленное тело Всеблаженной Девы восприняло пожирающий огонь Божества… и осталось неуничтоженным (С,7); как прежде рождества Дева и в рождестве Дева и по рождестве Дева – Приснодева» (А,5), – все эти вопросы или, лучше сказать, тайны никогда не объяснимы по-человечески, и, по словам Василия Селевкийского, «было тайной, и до сих пор остается тайной, и никогда не перестанет быть тайной»53. Все это случилось, «как один Бог знает», и «человеку не дано исследовать неисследимое и непостижимое»54.
Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть «справедливо и истинно Богородица» – Θεοτόκος: «Если рожденное Отроча – Бог, то как же не Богородица родившая?» (А,4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо «не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного» (ПВ III,12; В,3–4) и «не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося» (ПВ III,2).
Православное богословие Дамаскина не есть ни антропология, ни мариология, но есть христология, которая охватывает, конечно, и антропологию и феотокологию. Это потому, что Христос есть истинный и совершенный Бог и первый истинный и совершенный Человек, оставаясь при этом единым Христом (Εις Χριστός)8. Именно поэтому Пресвятая Дева, Которая Его родила, называется воистину Θεοτόκος, Богородица. И только имя и достоинство Христа как «Бога, воплотившегося и вочеловечившегося», придает Его Матери по плоти имя Богородица, так что имя Богородица – Θεοτόκος – собою «содержит и подтверждает все таинство домостроительства» (ПВ III,12). Ибо это имя подтверждает, что Тот, Который от Нее родился, есть истинный Бог и истинный человек: «Если Родившая – Богородица, то Рожденный от Нее – непременно Бог, но непременно и Человек» (там же).
Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть «справедливо и истинно Богородица» – Θεοτόκος: «Если рожденное Отроча – Бог, то как же не Богородица родившая?» (А,4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо «не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного» (ПВ III,12; В,3–4) и «не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося» (ПВ III,2).
Православное богословие Дамаскина не есть ни антропология, ни мариология, но есть христология, которая охватывает, конечно, и антропологию и феотокологию. Это потому, что Христос есть истинный и совершенный Бог и первый истинный и совершенный Человек, оставаясь при этом единым Христом (Εις Χριστός)8. Именно поэтому Пресвятая Дева, Которая Его родила, называется воистину Θεοτόκος, Богородица. И только имя и достоинство Христа как «Бога, воплотившегося и вочеловечившегося», придает Его Матери по плоти имя Богородица, так что имя Богородица – Θεοτόκος – собою «содержит и подтверждает все таинство домостроительства» (ПВ III,12). Ибо это имя подтверждает, что Тот, Который от Нее родился, есть истинный Бог и истинный человек: «Если Родившая – Богородица, то Рожденный от Нее – непременно Бог, но непременно и Человек» (там же).